Раньше искусство было под гнетом цензуры, а теперь оно под гнетом толпы

Актриса Вера Васильева: "Раньше искусство было под гнетом цензуры, а теперь оно под гнетом толпы, которой хочется не думать, а отдохнуть, развлечься или пощекотать нервы"

5 декабря в Театре сатиры состоится премьера спектакля "Триумф на Триумфальной". Этим спектаклем театр отмечает 85-летие со дня основания. Актриса Вера Васильева, работающая в театре с 1948 года, тоже принимает в нем участие. О роли в "Триумфе на Триумфальной", ситуации в Театре сатиры и секрете молодости Веру Кузьминичну расспросила корреспондент "Газеты" Ольга Романцова.

Вера Кузьминична, кого вы будете играть в спектакле "Триумф на Триумфальной"?

В "Мольере" я играю Мадлену Бежар, это очень драматическая роль.

И когда мне сказали, что в театре задумали новое музыкальное представление, я подумала, что ни в коем случае не надо исполнять песню "На крылечке", которую я очень люблю, почти всегда исполняю, и которая стала практически моей визитной карточкой. Надо сделать что-то новое, противоположное моей последней роли.

Я вспомнила, как артистка Театра Сатиры Валентина Токарская очень хорошо исполняла мюзик-холльные песенки начала ХХ века. И я подумала, что надо их вспомнить. Они подходят для этого спектакля, нашему театру уже 85 лет, и он вышел почти из кабаре. И рискнула. Вспомнила, как Токарская, когда ей было уже очень много лет, исполняла песенку мадам Люлю. Эту песенку я и рискну спеть в нашем обозрении.

Почему вы употребили слово "рискну"?

Публика привыкла воспринимать меня как очень положительную героиню. А у мадам Люлю характер совершенно другой. Она легкомысленная, капризная, женственная. И хотя на первый взгляд может показаться, что это не совсем то, что я привыкла играть, мне очень нравится, когда женщина по-настоящему женственна. И не только на сцене, но и в жизни.

Почему музыкальный спектакль, приуроченный к юбилею театра, назвали "Триумф на Триумфальной"?

Знаете, я сначала тоже удивилась. Даже услышав это название в первый раз, подумала: "Ой, как опасно. Уж очень нахально звучит".

А недавно услышала, что со спектакля с таким же названием начинался наш театр. Оказывается, мы просто исторически через 85 лет вернулись к своим истокам.

Вы пришли в Театр сатиры в 1948 году. Каким тогда был театр? Можно ли сравнивать то, что происходило в театре тогда и сейчас?

Нет, потому что между этими двумя ситуациями колоссальная разница. Когда я пришла в театр, он был очень домашним, да и труппа была совсем небольшой. Например, даже не было претенденток на роль Лизочки в спектакле "Лев Гурыч Синичкин", которую меня пригласили сыграть. Представьте себе театр, в котором нет молодой лирической актрисы. Руководили театром режиссеры, но они не решали актерских судеб. Их решали наши корифеи. И в первую очередь Владимир Яковлевич Хенкин. Великий артист и человек великого ума, образования и энергии. Сейчас модно слово "энергетика", так вот, он обладал совершенно немыслимой энергетикой.

Я играла его дочку, он относился ко мне с невероятной нежностью. Все в театре называли меня "душенька", и перед премьерой говорили: "Душенька, не волнуйтесь, все будет хорошо!" Просто не театр, а рай земной.

Каким был Театр сатиры при Валентине Плучеке?

При Плучеке театр абсолютно изменился. Валентин Николаевич был учеником Мейерхольда, очень любил великолепную сценическую форму и сам как человек был очень амбициозен и ставил пред собой большие задачи. Исходя из этого, он выбирал репертуар театра. Например, произведения Маяковского. Я Маяковского не любила, не принимала и была чужда резкому, плакатному искусству.

Плучек давал вам интересные роли?

Первую главную роль он дал мне в "Пролитой чаше" по пьесе китайского классика Ван Ши Фу, я играла там китайскую Джульетту и проливала потоки слез. А потом я отошла на второй план. Валентин Николаевич сделал Театр cатиры современным, боевым.

У нас была очень крепкая труппа, в ней работали такие актеры, как Владимир Лепко, Георгий Менглет, Анатолий Папанов. И Валентин Николаевич создал Андрея Миронова. Андрей был безумно талантлив, но если бы он не получал тех ролей, которые играл в нашем театре, он мог бы остаться с комическими песенками и со шлейфом, который был у него от кинематографа.

Плучек открыл Миронова как драматического актера. Андрей сыграл в его спектаклях и Лопахина в "Вишневом саде", Дон Жуана, Чацкого и Жадова в "Доходном месте". И от роли к роли развивался его талант. Ведь он пришел в театр любимчиком своей семьи, сытеньким молодым человеком.

Ничего не предвещало, что из него получится очень большой артист. В тот момент Театр сатиры был знаменит, и мы могли соперничать и с Театром на Таганке, и с "Современником", и со спектаклями Анатолия Эфроса, которые в те времена были необходимы зрителю.

Есть ли сейчас театры, которые необходимы зрителям?

Нельзя сказать, что какой-то театр сейчас необходим зрителю. Нет и театра, который был бы кафедрой свободных мыслей.

То ли от того, что свобода есть, а говорить нечего, то ли еще от чего-нибудь, не знаю. Сейчас есть только отдельные личности и спектакли.

Как складывается ситуация в вашем театре сейчас, когда его возглавляет Александр Анатольевич Ширвиндт?

Александр Анатольевич принял театр в тяжелейшем состоянии: умерли многие лучшие актеры, с которыми можно было ставить практически все. От прежней труппы остался Михаил Державин, он сам, Ольга Аросева, Нина Архипова.

Но актрисы в нашем театре никогда не определяли репертуарную политику. Кроме того, жизнь сейчас тоже складывается непросто. Ее осложняют и материальные проблемы, и то, во что теперь превращается искусство.

Раньше оно было под гнетом цензуры, а теперь под гнетом толпы, которой хочется не думать, а отдохнуть и развлечься или пощекотать нервы. Ширвиндту порой приходится идти на компромиссы, выбирая репертуар. Но если появляется какая-нибудь серьезная работа, например такая как "Мольер", актеры к ней готовы.

Вера Кузьминична, я всегда восхищаюсь вами. Многие женщины с годами тяжелеют, теряют интерес к жизни. А вы все такая же легкая, женственная, глаза сияют. Как вам это удается?

Знаете, в момент, когда меня выбрали депутатом Моссовета, я вдруг подумала, что должна выглядеть как серьезный человек, занимающийся важным делом.

Глядя на свои портреты того времени, я думаю: "Боже мой, какая гадкая тетка! Какой у нее серьезный воротничок, костюм, она все время что-то подписывает. Как хорошо, что меня такой больше нет!" Мне противна эта деловитая, тяжеловесная серьезность. Наверное, она меня захватила, поскольку мне показалось, что я больше ничего не могу сыграть. Но вскоре мне стали давать божественные роли. И я решила: зачем мне быть старой занудой, когда у меня есть Раневская, Кручинина, моя героиня из спектакля "Блажь" в Новом драматическом театре. Для этой роли мы с художницей по костюмам покупали в магазинах роскошное нижнее белье.

Его не было видно со сцены, но я играла женщину, которая хочет понравиться. У меня были духи Diorissimo, летящий пеньюар. И мне это ужасно нравилось. Играя интересные роли, я так же лечу, как раньше, когда мне было 20 или 30 лет.

СПРАВКА ГАЗЕТЫ

Вера Кузьминична Васильева родилась 30 сентября 1925 года. В 1948 году окончила Московское городское театральное училище. В 1948 году была принята в Театр сатиры, дебютировав в роли Лизоньки в спектакле "Лев Гурыч Синичкин". Играла во многих спектаклях Театра сатиры, в том числе таких, как "Свадьба с приданым", "Безумный день, или Женитьба Фигаро", "Мольер" ("Кабала святош"). Сыграла Раневскую ("Вишневый сад", Тверской драмтеатр), Кручинину ("Без вины виноватые", Орловский драмтеатр), миссис Сэвидж ("Странная миссис Сэвидж", Государственный академический театр кукол им. С.В. Образцова). Сыграла в более чем 40 художественных фильмах. Среди них "Сказание о земле Сибирской", "Легенда о Тиле", "Карнавал", "Выйти замуж за капитана", "Окно в Париж".

Народная артистка СССР, лауреат двух Сталинских премий (1948 и 1951 годов), лауреат премии "Хрустальная Турандот", кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2000).

GZT.RU
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе