Против лицемерия: трагедия «Тартюф» на сцене Театра Моссовета

Комедия Мольера «Тартюф» в постановке Евгения Марчелли на камерной сцене Моссовета «Под крышей», я уверен, будет оценена и понравится московской театральной публике.

Для этого здесь есть всё — замечательная игра прекрасных актёров, многослойность смыслов литературного оригинала и новый ракурс, через который на известное произведение посмотрел режиссёр.


Пьеса Мольера изначально представляла собой сатиру на лицемерие французской элиты. Её мишенью было тайное католическое общество Святого Причастия, известное также как «Партия благочестивых».

Несмотря на то, что молодой король Людовик XIV, которому труппа Мольера впервые представила пьесу принял её благосклонно, он тут же запретил показ «Тартюфа» для широкой публики. Виной тому стал «острый» ясенистский раскол среди французских католиков.

Мольер поменял пьесу, но и новая редакция была запрещена. Лишь пять лет спустя, когда был заключён церковный мир, публика увидела «Тартюфа» на сцене.


Иван Расторгуев (Дамис), Владимир Прокошин (Клеант), Дарья Балабанова (Эльмира, жена Оргона), Екатерина Девкина (Мариана, дочь Оргона)


После необычайной популярности сериалов «Игра престолов», «Во все тяжкие», «Лучше звоните Солу» и их российских аналогов, где главный герой — убийца, бандит, наркоторговец или сутенёр, лицемерие Тартюфа — это просто «диетический» грех современности. И всё же новая постановка одной из лучших комедий Мольера в Театре Моссовета «прозвучит». Это тихий, но твёрдый голос против лицемерия — притворства и лести ради достижения корыстных целей.

Почему голос тихий? Пьеса сознательно поставлена на малой сцене. Худрук театра и постановщик спектакля Марчелли говорит, что он хотел добиться камерности, чтобы ни одно движение или вздох действующих лиц не осталось незамеченным. Для него также было важно пространство, где небольшой зал разрезан сценой пополам.

Почему голос твёрдый? Лицемерию противопоставляются истинные мысли и чувства героев, страдания от него, скрыть которые нельзя.

Спектакль начинается дискотекой, в которой участвуют дети, слуги и молодая жена отца. Но с появлением Ольги Остроумовой, воплотившей мать Оргона, г-жи Пернель, постановка берет тон, который проходит через весь спектакль. Тон, который я бы назвал «искренне исповедальным».


Ольга Остроумова (Г-жа Пернель, мать Оргона)


Каждый персонаж говорит именно то, что по-настоящему думает. Даже Тартюф, если и лжет, то ситуативно. Искренность не оставляет от комедии и следа, она превращает историю в трагедию.

Мольер в своё время писал королю: «Лицемерие является одним из самых распространённых, самых тягостных и самых опасных явлений». Поэтому он видел свою задачу — высмеять порок.

Новая традиция драматургии — никого явно не осуждать, предоставляя зрителю делать выводы, может не всем понравится, но это выбор Евгения Марчелли. Так режиссёр дает простор для тонкой и искусной актерской игры, которую мы имеем счастье лицезреть.

Замечательна игра молодой актрисы Дарьи Балабановой, которая воплотила образ Эльмиры, супруги отца семейства Оргона (Валерий Яременко). Её сценический дуэт с Виталием Кищенко, который играет главного антагониста — Тартюфа, превосходен. То, как её героиня выслушивает пылкие признания Тартюфа, та неопределенность реакции, заставляет вас внутренне вопрошать: «Нет ли здесь некоторой доли удовольствия от услышанных слов?» — образец тонкой актёрской подачи образа.


Виталий Кищенко (Тартюф) и Дарья Балабанова (Эльмира, жена Оргона)


Валерий Яременко ярко воплощает одержимого пиететом к «божьему человеку», так страждущего стать лучше, что творит ужасные дела в собственной семье.

Замечательна игра Виталия Кищенко, который мастерски передает увлечение Эльмирой, таящееся под спудом маски праведника. После долгожданного признания, в Тартюфе разливается самодовольство и появляется дерзость — ведь он знает, что Оргон ни за что не поверит супруге, если та вздумает рассказать о случившемся мужу. В этом мы убедимся, увидав, как круто тот обойдется с сыном.

Читая поэтический перевод пьесы, я не увидел указаний, что вторая жена Оргона, была намного моложе супруга-вдовца. Поэтому, когда на сцене я увидел, что она почти ровесница пасынкам, мне показалось это интересным ходом (позже, изучая зарубежную критику, я понял, что это «секрет Полишинеля» — такова жизнь, мы всё время делаем свои открытия).


Виталий Кищенко (Тартюф)


Интересно решена сцена изобличения пройдохи перед Оргоном, когда для того, чтобы расстаться с иллюзиями, ему потребовалось трижды услышать истинные намерения Тартюфа, и трижды подвергнуть жену оскорбительным притязаниям.

В спектакле много интересных находок, но рассказывать о всех мы не будем. Пусть каждый сделает свои открытия и найдёт свой повод поразмышлять.


Валерий Яременко (Оргон) и Владимир Прокошин (Клеант)


Екатерина Девкина (Мариана, дочь Оргона) и Николай Новоселов (Валер, жених Марианы)


Анна Михайловская (Дорина, служанка Марианы)


Дарья Балабанова (Эльмира, жена Оргона) и Виталий Кищенко (Тартюф)


Премьера спектакля Евгения Марчелли «Тартюф» в Театре им. Моссовета

Автор
Дворецков А.С.
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе