Озорные скоморошины Людмилы Ковалёвой

В театре кукол режиссёр Владимир Кулагин поставил необычный спектакль «Озорные бывальщины» для заслуженной артистки России Людмилы Ковалёвой.

Это моноспектакль, играет только одна актриса. В создании спектакля принимали участие художник Игорь Бабанов (ставший фактически вторым режиссёром, равноправным автором спектакля), хореограф Светлана Варзанова (русский народный танец, разнообразные кадрили), музыкант Яков Казьянский (не просто музыкальное сопровождение, а душа спектакля - русские народные мотивы, лирические и смеховые, озорные и протяжно-певучие). 

Выходит павой-лебёдушкой русская крестьянка в старинной одежде северных русичей, отдаёт поклон, разговаривает со зрителями и своим воображаемым ненаглядным желанным гостем... Зовут удальца Малина. «Гость на гость - хозяйке почёт...» А гостей в крестьянской избе будет немало!

«Во деревне нашей Уйме развесёлый люд живёт...», но вместе с ней в этом сказочно-волшебном действе участвуют десятки удивительных предметов, знакомых и незнакомых, и «простые вещи» приобретают неожиданный облик, трансформируясь и преображаясь. Лирико-пейзажные зарисовки и жанровые картинки сельской жизни чередуются, над всем витает образ гармони.

И режиссёр, и актриса работали над сценарием, куда вошли новеллы Шергина и Писахова, Фёдора Абрамова и других классиков. Так на сцене возникло своего рода карнавально-игровое действо, проявившее рельеф души русского Севера.

То ли Василиса Мелентьевна (из повести Абрамова «Деревянные кони»), то ли сказочная Милитриса Кирбитьевна возникает перед нами на сцене. Сказовый слог, которым овладела Ковалёва, зачаровывает. Говор протяжный, окающий, с протяжными окончаниями, есть в речах и потешки, и заплачки, и припевки. Актриса органично переходит от слова к танцу. Слово, танец и музыка в её пластике сливаются во­едино. Людмила Ковалёва увлечена своим опытом и уходит в него, пытаясь вместе с маленькими зрителями проникнуть в красоту русского пейзажа, русской деревенской избы, русского скоморошества. 

В её руках появляются и оживают куклы. Это жители деревни Уйма. Деревня, «где дома стоят гордые, как Ломоносов». В синеве неба, как в языческие времена, - «не солн­це - Ярило». Здесь солнце никогда не заходит, и солнечный круг актриса лихо завертит, объяснив, что солнце здесь не имеет привычки куда-то уходить или заходить. Здесь всё время сияет северное сияние, и его можно по­трогать руками. Травки здесь не приминаются, цветочки не наклоняются и не вянут. А бурый медведь однажды вывалялся в муке, бабы пироги пекли и увидели, как из бурого медведь стал белым, северным... В руках Людмилы Ковалёвой оживают и говорят рыбы, прялки, рубильники (ими прежде отбеливали и гладили бельё), разговаривают чайник, кувшин и чашки... Дети знакомятся с нашей деревенской исторической памятью, например, деревенским ритуалом чаепития. Шумит самовар, который становится похож на человека. Самовар, а следом за ним и уйминские мужики во сне летают и попадают на Луну, бабы в деревне, озорные и языкастые, сплетничают... А жёны убиваются, плачут по мужьям, по единственным, оставшимся на Луне... Деревенька спит. Егорушке снится, будто он на рыбе мчится. Рыбаки ловят рыбу... шестами. Малина Налима поймал, и на цепочке, точно собаку, стал водить по деревне. Налим Налимыч поёт песенки... Это всё небывальщины. У Ковалёвой всё певуче, просторно, лирично. Спектакль рассчитан на все возрасты. Его с любопытством смотрят малыши и с ностальгией - бабушки и дедушки. 

Яблоня зацвела. И вот актриса - сама цветущая яблоня... И на одеждах яблоневые цветы. Яблоневый цвет дарит спокойную уравновешенность колорита. Есть сцены яркие, броские, есть притушённые тона при общей чистоте красок этого спектакля. Свет повсюду - он придаёт особое очарование картинам. Изображения природы и человеческих настроений, переливаясь, перетекая одно в другое, создают ощущение гармонии человека с окружающим миром. наши зрители сегодня нуждаются в чувстве гармонии как никогда. И оттого благодарны коллективу замечательных художников, создавших этот спектакль вместе с актрисой Людмилой Ковалёвой.



Северный край
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе