«Обыкновенное чудо» — необыкновенное чудо!

Подобно Навуходоносору, разрушившему и уничтожившему Второй Иерусалимский храм и приведшему в Вавилон за тысячу километров евреев-пленников, режиссер нового спектакля «Обыкновенное чудо» в театре Вахтангова Иван Поповски сопроводил зрителей Театра Вахтангова в свой Вавилон, где они — пленники ассирийского царя, были поражены великолепием империи.

Если в империи Навуходоносора на тысячи изгнанников-рабов должны были произвести впечатление покрытые синей глазированной плиткой ворота с изображением львов, то на зрителей театрального действа должен произвести впечатление подтекст высказанной в свободной форме мысли Евгения Шварца, которая 80 лет спустя транслировалась бомонду в новой России.


Театр, как говорил Карл Маркс, не может быть членом общества и быть вне общества. Он всегда отражает (одновременно и влияет) сознание самого общества.

Несколько слов о самой пьесе. Автор — единственный в своём роде в эпоху Сталина правдоруб, которому было разрешено языком сказок говорить о вечных традиционных ценностях, не переходя «границы дозволенного».

Евгений Шварц был такой один. Ни Николай Эрдман, ни Михаил Зощенко, ни тем более Владимир Маяковский не шли в сравнение с тем, что было дозволено автору «Золушки», Манифеста Коммунистической партии для интеллигенции советской, сталинской эпохи.

Евгений Шварц — мастер такого жанра, и среди его шедевров —  «Золушка», «Дракон», «Сказка о потерянном времени», на особом месте стоит «Обыкновенное чудо».

Я — сын политического эмигранта, чудом задержавшегося в России, и одновременно потомок осколков дворянской интеллигенции, прошёл путь от начинающего зрителя Вахтанговского театра до матёрого пса-волкодава, который жадно ловит каждый звук, каждый шорох, идущий со сцены. Но одновременно я — представитель глубинного народа, стандартного среднего зрителя, который может вынести свой собственный вердикт, став свидетелем состоявшегося шедевра на сцене ведущего театра столицы. Ведущего не только по количеству продаваемых билетов, но и своей духовной и промыслительной позиции.

Сегодня мы — свидетели повторения кинематографического шедевра Марка Захарова с блистательной игрой созвездия талантов прежнего золотого века позднего советского театра — Купченко, Миронова, Янковского, Кореневой. На особом месте среди них стоял Евгений Леонов. С таким поразительным сарказмом, глубиной и необыкновенным русским шармом, проявляемым как в жестикуляции, мимике, походке, да и самой речи он показал неповторимое обаяние, проходящее через века.

В Театре Вахтангова мы — свидетели не только блестящей игры бриллиантов, собранных и бережно хранимых Кириллом Кроком, но и повторением (или даже превосходством) постановки в исполнении талантливого режиссера Ивана Поповски. Его бережное отношение к музыкальному наследию Г. Гладкова, к тексту Евгения Шварца и драматургической глубине прежних инсценировок, включая Ленкомовскую, говорит о многом.

Дозволенная фронда сталинских времён перекочевала в новых условиях в сегодняшнюю действительность. Любопытно и показательно, как всё это смотрится сегодня. Ведь острота, глубина и сарказм ощущаются с прежней силой, несмотря на прошедшие 80 лет!

Филигранная работа хозяйки в исполнении Яны Соболевской состоит в том, что в новой постановке она — центральная фигура, хоть и не выставляется режиссером вперёд. Она — реальный волшебник. Это она даёт волшебнику по роли указания, что ему делать. А хозяин (Леонид Бичевин) рад их выполнять, переполненный той же нежной супружеской любовью к хозяйке, как и Евгений Шварц, посвятивший пьесу любимой жене.

Образ короля, созданный Артуром Ивановым, отличается от привычной роли, до него исполненной Евгением Леоновым тем, что королю грустно оттого, что он — король. Это новое восприятие тяжких обязанностей тираном.

Роль принцессы, удивительно сыгранная молодой актрисой Полиной Рафеевой, также меняет классический образ, сыгранный Симоновой из Театра Маяковского, и делает его знаковым. Принцесса здесь не бесшабашная, без памяти влюблённая девушка, а глубокое и проникновенное существо, думающее о судьбах королевства, отца и собственном будущем.

Медведь, в своё время запомнившийся блистательной игрой Александра Абдулова, в исполнении Зюба Фараджева стал новым не только по форме, но и по содержанию, приблизив его к нашей эпохе.

Не могу не отметить потрясающую игру трактирщика — Евгения Князева, который здесь переиграл самого себя. Он был дерзновенен, шутлив, игрив и одновременно глубок.

Обращает на себя внимание игра «естественной пары» Князева и Юлии Рутберг. Актриса создала настолько глубокий, меняющийся на наших глазах образ, полный любви, что стало ясно — она всё больше и больше приближается к уровню выдающейся советской актрисы Фаины Раневской. Не сегодня-завтра звезда Вахтанговского театра займёт её место в ареопаге выдающихся актрис, о которых президент Рузвельт сказал, что это самая выдающаяся актриса всех времён и народов, которую он когда-либо знал.

Не думайте, что даже второстепенные роли — охотника и ученика охотника, в этой постановке второстепенны — они замечательно оттеняют роль главной пары — принцессы и медведя.

Одним словом, всё в новой интерпретации «Обыкновенного чуда» делают пьесу истинным шедевром, входящим в золотой фонд современного театрального искусства. Тут есть, чем гордиться Вахтанговскому театру и его руководству. Я думаю, что Министерство культуры должно быть гордо тем, что в его ведении есть такие замечательные коллективы, которые несмотря ни на что двигает корабль театрального искусства в нужный порт. Этот порт — радость людей и надежда на светлое завтра.

Пьеса «Обыкновенное чудо» в Театре Вахтангова прекрасная, постановка — чудо, игра — само совершенство, а костюмы — сама элегантность. Создана атмосфера праздника, радости, света, напомнившая нам о том, что границы добра и зла ни при каком режиме, никакой политической ситуации мы не переходим. Мы остаёмся всегда теми, какими мы есть, а Медведь всегда будет жив.

Автор
Андрес ЛАНДАБАСО АНГУЛО
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе