Невероятное событие в уездном городе Р.

В Рыбинском драмтеатре состоялась премьера «Ревизора» Н. В. Гоголя. Ожившая классика?.. Она и не умирала, просто впала в летаргию благодаря не слишком глубоким постановкам и, как следствие, упрямому предубеждению: пройдено еще в школе, скучно, неинтересно, пыльно… И сломать стереотипы, добыть живую воду из­под засох­шей корки штампов… Очень сложно. Но, оказалось, – возможно. В первую очередь, это заслуга режиссера Михаила Салеса.
Пьеса поставлена и не старомодно, и не суперсовременно. Найдена гармония, найдено взаимопонимание между автором века XIX и режиссером века XXI. Потому при просмотре не возникает ни малейшего ощущения неестественности или фальши.

Начало: на сцене появляется Гоголь собственной персоной. Молча проходит вдоль рампы, внимательно оглядывает зал… Ну, а дальше!.. Действие обрушивается сразу, лавинообразно. Кипучий город, рыночная площадь с лавками и трактирами, – торговля, сплетни, тары­бары… Вообще, суета – это один из основных персонажей пьесы. Она передана изумительно. И темп задан хороший, он еще подогревается музыкой – разухабистой и частенько издевательской. Впрочем, разной. Например, «тема Хлестакова» – почти «Умирающий лебедь»: там, где он изображает натуру тонкую, ранимую, неправедно гонимую злым трактирщиком… Пародия, конечно… Звуковой и музыкальный ряд выстроен тщательно и удачно. Неоднократно в течение спектакля раздается реальный гром среди ясного неба: К НАМ ЕДЕТ РЕВИЗОР!.. Мене, текел, фарес… Панически крестятся бедные чиновники. Ох, не раз еще им придется креститься, по­мужицки, по­русски…

Буквально через пять­десять минут просмотра к зрителю возвращается понимание того, что «Ревизор» – действительно, КОМЕДИЯ, что это преж­де всего очень смешно. Нет надобности пересказывать спектакль, я выделю некоторые, на мой взгляд, самые яркие места.

Как убедителен почтмей­стер (кстати, загримированный под Пушкина, отчего в хлестаковском хвастовстве «с Пушкиным на дружеской ноге» усиливается комический эффект): ведь и правда, до чего же увлекательно чтение чужих писем!.. «Верю!».

Две истерички, мать и дочь, Анна Андреевна и Марья Антоновна, по умственному развитию – вполне ровесницы, стиль общения – совершенно базарный…

Бобчинский и Добчинский, похожие на двух пронырливых, злобных собачонок, облаивающие всех, да хвосты­то поджимающие… «Ай моська! знать, она сильна…».

Земляника в женском костюме, под вуалью – для кон­спирации: правдолюбец, но как бы чего не вышло!.. – вдохновенно доносящий на прочих… (Нельзя не отметить, как хорош в этой роли Юрий Сорокин).

Чиновники, закатившие убойный обед для Хлестакова, стоя в ряд, синхронно качаются – частью от опьянения, частью из угодливости…

Разумеется, главный герой Хлестаков (Сергей Шарагин) –  инфантильный до невозможности, хитрый, испорченный, избалованный мальчишка с комплексом неполноценности и голосом, постоянно срывающимся на фальцет. Бешеное тщеславие – движущая сила всего его поведения. А голубая мечта проста – вот: «Преданность и уважение, уважение и преданность!»…

Вместе с растущим к кульминации напряжением веселье как­то сходит на нет, вернее, оно видоизменяется. Количество смеха переходит в качество слез! И уж совсем печальна сцена с обманутой Марьей Антоновной, гордо, но чересчур поспешно надевшей подвенечное платье…

Знаменитая немая сцена –  вот вам целый музей восковых персон мадам Тюссо. Среди застывших фигур снова проходит Гоголь…

Задача настоящего режиссера – добиться от актера всего, на что тот способен, по максимуму раскрыть каждого. Да, «Ревизор» – авторский спектакль, как бывает авторское кино. Но именно режиссер сделал в этом спектакле актер­ский ансамбль. И спектакль получился ярким, эффектным, профессиональным.

А что же зрители?.. На премьере было много молодежи. Ребята смотрели, очевидно, сперва потому, что их сюда привели преподаватели. Потом – потому, что сами завелись и заинтересовались. Как они реагировали, как громко шептались, как аплодировали в конце!.. Зал (не только молодежь) встал и долго не отпускал актеров, не жалея ладоней, благодаря изо всех сил.

Чуть ли не единственный «новаторский» штрих – это песня Игоря Талькова «Россия», звучащая в заключении постановки. Спорный, пожалуй, штрих. Россия: образ в развитии… А песня, которая лично мне чужда «газетным» текстом, не лжет в интонациях, в музыке, в исполнении. И она, как ни странно, все­таки «ложится» на финал спектакля.

Да, все это – Россия…

Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе