Татьяна Исаева – коренная ярославна. Своей кровной принадлежностью именно к этому городу она гордится и не устаёт повторять, что не променяла бы родной Ярославль ни на один город в мире. Частичка «бы», позволяющая усомниться в искренности этого утверждения, имеет существенный противовес в виде конкретного факта. На заре туманной юности – только-только было окончено Ярославское театральное училище – сокурсница Татьяны Ивановны, сама петербурженка, страстно мечтавшая получить место в одном из театров Питера, попросила Исаеву подыграть ей на показе в Ленинградском театре музыкальной комедии. Та без всякой задней мысли согласилась. К удивлению обеих девушек, комиссия предложила место в труппе именно Исаевой, а подлинной соискательнице – отказала. Но пришёл черёд изумиться и питерским театральным корифеям, когда в ответ на лестное предложение провинциальная начинающая актриса ответила категорическим отказом.
– Сейчас об упущенной возможности не жалеете?
– Я вообще такой человек, что никогда не терзаю себя попусту. Если что-то
прошло мимо, спокойно отпускаю это: значит, не судьба. Одна из моих героинь
говорит: «Главное, не измучить себя в жизни разочарованиями». Вот я и не хочу
себя мучить. И потом к тому моменту, когда произошла эта история, я уже получила
приглашение от Фирса Ефимовича Шишигина поступить на волковскую сцену, а здесь
блистал такой сонм талантов – чета Нельских, Наталья Ивановна Терентьева,
Владимир Алексеевич Солопов, Сергей Константинович Тихонов… – что было просто
смешно предпочесть что-то иное.
В детстве Татьяна Исаева о театре не грезила. Родители, не имеющие
никакого отношения к искусству (оба трудились на заводе «Красный маяк»),
конечно, водили дочь на разные театральные представления, но особого впечатления
эти культпоходы на девочку не произвели. Она училась в средней школе № 74,
обожала литературу и откровенно томилась на уроках математики. Своей
арифметической профнепригодностью Татьяна однажды так вывела из себя
преподавательницу, что та в сердцах бросила: «С твоими способностями только лук
на овощебазе перебирать». Однако хорошо поставленный от природы голос – не зря
именно её выбрали для проведения по школьному радио обязательных политинформаций
– и явные актёрские способности (была неизменной ведущей всех вечеров, активной
участницей самодеятельности, не пропускала занятий в школьном драмкружке) лишили
её такой «заманчивой» луковой перспективы. По окончании школы, ничего не сказав
родителям, Татьяна с лёгкостью поступила в Ярославское театральное училище на
курс Владимира Солопова и Татьяны Канунниковой.
– А почему от родителей утаили?
– Они, будучи людьми простыми, мечтали о том, чтобы я стала учителем или
врачом. Актёрская профессия представлялась им чем-то нереальным. А я к тому
времени уже не мыслила себя без театра. Да, знаете, что ещё вдруг вспомнила?
Будучи маленькой девочкой, когда смотрела кино, я постоянно влюблялась во всех
актрис, собирала их карточки. К слову, у меня по сей день хранится четыре
толстенных альбома с «артистами». Но, что примечательно, прельщала меня тогда
отнюдь не актёрская слава, а чисто «технический», как я сейчас понимаю, интерес
к профессии: я пыталась понять, как актриса в какой-то отрицательной роли может
быть такой гадкой, как возможно перейти от слёз к смеху и так далее.
По окончании училища с красным дипломом Татьяна Исаева поступила на сцену
академического театра драмы имени Волкова и… служит там вот уже 35 лет. Своей
единственной записью в трудовой книжке Татьяна Ивановна гордится, хотя
признаёт, что не всё в течение этих лет гладко складывалось. И сплетничали за
спиной, и интриговали, и целых три года она просидела без единой роли (ей «не
простили» её актёрского взлёта в период работы в театре режиссёра Владимира
Воронцова, поставившего знаменитую «Корсиканку» по пьесе Губача – в роли
Жозефины Татьяна Исаева блистала целых пятнадцать лет)…
– Это самое страшное испытание для актёра – когда тебя не замечают.
Злейшему врагу не пожелаешь.
– Как же вы выдержали? Ведь вы, я так понимаю, ничего, кроме актёрской
профессии, не умеете…
– Почему это? Я прекрасно готовлю, умею сажать цветы и красить заборы,
играю на гитаре, неплохо шью…
– Ну что вы, право слово, как кот Матроскин: «Я ещё на машинке могу, и
вообще…»
– Могу, и вообще…
– Я не о том.
– И я… О стены головой не билась – она цела, как видите. Но о том, как
ночи напролёт разговаривала с подушкой-подружкой, простите, никогда никому не
скажу. Три года, просыпаясь по утрам, я лишь молила: «Господи, не позволь мне
впустить злобу и зависть в моё сердце!» Он меня услышал…
Татьяна Исаева кажется гордой и неприступной. Что поделать, если природа
наградила её такой красотой, что простой поворот головы кажется тщательно
отрепетированной перед зеркалом мизансценой? А на самом деле она
непосредственна, как девчонка, любит пошутить и не боится показаться на
сцене некрасивой.
«В Исаевой меня привлекала одухотворённость, открытость, свет лучистых
глаз, душевное изящество. Музыкальность – пение, танец как особый дар на
драматической сцене придавал и придаёт актрисе неповторимый шарм. Ей подвластны
тайны подтекста, лёгкость переходов от драматизма к комическому, ирония как
особенность характера», – так отзывается об актрисе профессор Маргарита
Ваняшова.
За 35 лет служения на волковской сцене заслуженная артистка России
Татьяна Исаева сыграла более 70 ролей. Это и прелестная самозванка, авантюрная
натура княжна Тараканова в «Царской охоте», и острохарактерная Люси в
«Трёхгрошовой опере» Брехта, и гротесковая, фантастически-трагичная сумасшедшая
барыня в «Грозе» Островского. В «Декамероне» Исаева сыграла сразу пять разных
женских характеров – от монахини до сводни, её эпизодические роли всегда заметны
(одна из ярких – в «Спиритах» Л. Н. Толстого). Зато вопрос, насколько плотно она
занята в сегодняшнем репертуаре театра, Татьяну Ивановну печалит.
– Ролей себе никогда не просила. Единственный раз, когда в театре была
озвучена идея постановки «Ханумы», попросила роль свахи Ханумы. Не сложилось…
Что ж, не надо было забывать «Мастера и Маргариту»: «Никогда ничего не просите у
тех, кто сильнее вас…» Сейчас занята в вышеупомянутой «Хануме» (но в другой
роли), в спектакле «Охота пуще неволи», что идёт на камерной сцене, играю жену
Городничего в «Ревизоре»… Недавно приступили к репетициям Горького «Трое».
Словом, в ролях не купаюсь. Но внутренне надеюсь, что, может быть, откроется
какая-то вторая страница в моей театральной жизни.
– А отказываться от ролей случалось?
– Нет, никогда, я не так воспитана. Нас учили, что в любой роли надо
найти для себя какой-то манок, что-то привлекательное, созвучное своей душе.
Ведь играть через силу, ломая своё естество, свой внутренний мир – такая
мука!
– Вот вы упомянули, что вас миновала страсть многих провинциальных актрис
уехать в Москву. Но возможности столицы не сравнить с Ярославлем. То же кино, к
слову…
– «Ага», как говорит с неподражаемой интонацией Алла Борисовна. Некие
надежды я возлагала на кино лишь тогда, когда получила диплом об окончании
театрального института, где значилось, что теперь я – актриса театра и кино. Был
у меня эпизод с Николаем Караченцовым в ленте «На углу у Патриарших», который в
итоге безбожно сократили. Ну да ладно, режиссёру виднее. Потом был ещё один
случай. Мы тогда играли «Четыре капли» Розова, я – молодая, худющая, глазищи –
во! Коса ниже пояса… Отыграла свою сцену, а меня теребят: «Тебя там на вахте
какие-то цыгане спрашивают!» Вылетаю к проходной и впрямь – три видных мужика
цыганистой наружности (один из них, как потом выяснилось, оператор). Они меня
схватили, давай вертеть, рассматривать. Ах, огорчился один, глаза-то у неё
зелёные! Не пойдёт! Вот так и пронесли меня мимо роскошной роли мои зелёные
глаза…
– Что за роль-то?
– Я не сказала? «Табор уходит в небо», там «мою» роль потом Светлана Тома
сыграла… А больше «спросу на меня» не было.
– Но сейчас, когда в Ярославле снимается до десяти лент в год, неужели
предложений нет? Не поверю.
– А я не хожу на кастинги. Сейчас мне это уже не интересно. Всё хорошо в
своё время.
Татьяна Исаева – удивительная женщина ещё и потому, что совершенно
спокойно, не кокетничая, говорит о своём возрасте: «Да, мне исполнилось 55, и
что? У природы нет плохой погоды…»
– Хотя, признаюсь, когда начала оформлять документы, и в райсобесе меня
попросили подчеркнуть графу «по старости», сердце всё-таки дрогнуло.
Заметила, что стала себя как-то беречь, задумываться, вспоминать молодость.
Словами это состояние не передать…
– Попробую вам помочь, учитывая ваш всё-таки «хулиганский» нрав…
«Пофигизма» стало меньше.
– Точно, запомню эту формулировку!
У Татьяны Ивановны прекрасная семья: муж, с которым она неразлучно идёт
по жизни рука об руку вот уже тридцать один год, дочь, дающая матери основания
для гордости собой (Наталья работает в музее истории города), обожаемый
внук Александр.
– Вот с кем у меня полное родство душ, так это с моим любимым Санькой. Он
заканчивает третий класс математической 33-й школы, но при явно аналитическом
складе ума играет на сцене нашего театра. Пока ему нравится, и к своим ролям он
относится очень серьёзно – я это вижу, а как будет дальше – посмотрим.
Сегодня у заслуженной артистки России Татьяны Исаевой – бенефис. Так
испокон веков называли театральные представления, устраиваемые в честь наиболее
уважаемых и достойных членов труппы. Что можно пожелать в такой день? Ролей и
нескончаемых аплодисментов. Татьяна Ивановна, ваш выход!
Северный край