На кону – апокалипсис…

В Волковском театре 24 сентября 2021 года состоялась премьера нового спектакля по пьесе Игоря Глинкова «Предстоящее событие» в постановке заслуженного артиста России Сергея Пускепалиса.

-         Как все устроено?

-         Понимаете, не знаю…

В Волковском театре 24 сентября 2021 года состоялась премьера нового спектакля по пьесе Игоря Глинкова «Предстоящее событие» в постановке заслуженного артиста России Сергея Пускепалиса. Премьерные показы начались раньше, еще в августе, в Донецкой народной республике: 22 августа а Донецке, а 23 – в Горловке.

Возможно, это изображение (в помещении)

Вынесенная в эпиграф фраза вырвана из контекста спектакля, но в полной мере отражает и мою растерянность (уверен, что и растерянность публики).

Первое, что вспомнилось, - евангельские слова из послания апостола Павла римлянам: «Ибо знаю, что не живёт во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу» (Послание к Римлянам 7:18 — Рим 7:18).

Новая постановка в Волковском театре об этом – о «каиновой печати» человека, когда и хочется творить добро, а ничего не выходит…

И таких напластований-энергий в ткани спектакля очень много – я насчитал девять.

СПЕКТАКЛЬ - МИФ

Не первый и не последний раз человека выбирают судьей в споре высших сил. Обычно это кончается плохо… Вот и в новой постановке Сергея Пускепалиса «Предстоящее событие» на кону – апокалипсис…

Самый известный миф – суд Париса. Три богини – Афина, Афродита и Гера – не могли решить между собой, кто из них краше. Пригласили троянского принца Париса, и он выбрал Афродиту – не объективно, а из корысти: богиня пообещала ему в жены Елену, супругу Менелая, царя Спарты. За обиженного грека вступились цари других греческих полисов – и отправились восстанавливать справедливость. Дальше вы сами знаете: события описаны Гомером в его «Илиаде». Великая Троя пала, была стерта с лица земли на почти две тысячи лет.

В новой постановке Волковского театра речь не о богах и не о любви, действие происходит в другой плоскости, не исторической и не мифологической, а самой что ни на есть реальной, знакомой до боли: прием пациентов в больнице.

К врачу проктологу в городской поликлинике приходят два пациента, один из них выдает себя за ангела, другой, соответственно, за демона. Но об этом мы узнаем по ходу действия, а в программке роли артистов не указаны, только имена: Михаил Емельянов, народный артист России Валерий Кириллов, Константин Силаков.

Итак, ангел и демон выбрали доктора с узкой (и очень специфической) специализацией для разрешения их спора: кто же из них лучше. И это превращает мифологический суд в этический выбор – между добром и злом. А это уже другой коленкор, но тоже старо как мир. Слава богу, до глобального кровопролития не дошло – пока… Хотя красного цвета и даже бутафорской крови на сцене много. Итак, предстоящее событие – это апокалипсис.


СПЕКТАКЛЬ - ПРИТЧА

Притча – очень древний жанр и очень поучительный. Его задача – оставить людям назидание, нравственное поучение: как вести себя, если придется выбирать между добром и злом, плохим и хорошим деянием.

В притчах обычно используется иносказание, вот и в постановке Пускепалиса два персонажа оказались на приеме у врача в наши дни, но смысл этого в другом: простому врачу предстоит сделать свой выбор в пользу добра или зла. На самом деле, по задумке драматурга Игоря Глинкова и режиссера Сергея Пускепалиса, этот выбор должна сделать публика… Четвертая стена пала, и актеры активно общались со зрителями, стараясь их перетянуть каждый на свою сторону. А все сценическое действие превратилось в суд присяжных, в качестве которых выбрали публику – всю. (Прием тоже не нов.)

Каждая сторона предлагала свою «аргументативную базу», демонстрировала свой ход рассуждений. А публика следила за аргументами и, как по навигации, вместе с проктологом «взвешивала» каждый довод и реагировала по-своему – то смехом, то аплодисментами. (Я до сих пор не могу остановиться и все взвешиваю - и по окончании спектакля, да и сейчас еще не определился – просто надо написать текст. Куда вороная вытянет!)

Притча – жанр эпический, один из самых древних. И перед внутренним взором образованного человека в зрительном зале за проктологом выстраивается целая вереница его прототипов. В первую очередь (и один из самых известных) библейский прототип - Иов.

Он оказался участником сверхъестественного эксперимента, буквально пари – между Богом и Сатаной. Все помнят, как это происходило, что случилось с Иовом и как завершился эксперимент.

В новом спектакле судье проктологу (актер Константин Силаков) тоже откровенно угрожают – последствиями (не совместимыми с жизнью) за неправильный или опрометчивый выбор. Кто угрожает? Сами догадываетесь кто.

В спектакле сверхъестественный план буквально высвечивали (художник по свету Дмитрий Митрич) и подзвучивали (музыкальный руководитель Игорь Есипович). Ангельская тема – цвет белый, и музыка соответствующая – небесных сфер. А вот бес появлялся в красном свечении, и музыка была другая - трубная.

Притча получилась масштабная, чтобы это всем стало очевидно, на заднике повесили декоративное окно, в которое иногда было видно облака, планету Земля, словно действие переносилось на просторы безграничного космоса. А в определенные моменты – зияющие красные раны преисподней… А иногда – свечение, словно северное сияние (визуальная метафора когнитивного диссонанса проктолога, поставленного перед сверхъестественным выбором).

Как в настоящих притчах, в новом спектакле рассказывается об одном событии, но спектакль длится более двух часов с антрактом, а персонажей всего трое. Этические баталии происходят в одном месте – в кабинете врача. Из декораций только стол, за которым врач ведет прием, табурет, каталка, ширма. На стене (на заднике сцены) большое окно. Все белого цвета – мебель и рама окна.

Лаконичность декораций и ограниченный актерский состав не помеха для выразительной игры актеров, даже наоборот.

По всем законам притчи публике самой предстоит сделать свой выбор – на основе увиденного, услышанного и… пережитого. И судить тоже нам - самим.


СПЕКТАКЛЬ - АНЕКДОТ

Да, ситуация анекдотичная. Судите сами, на прием проктолога приходят два мужчины, которые выдают себя за сверхъестественные существа. Как ни старался бедный служитель Эскулапа «перенаправить» их к своему коллеге психиатру в том же коридоре, у него ничего не получилось.

И как в анекдоте, ситуация «беременна» юмором. В этом плане драматург, постановщики и актеры оттянулись по полной.

Начнем с первой реплики беседы проктолога с пациентом – ангелом (актер Михаил Емельянов):

- На что жалуетесь?

- На мир, где мы имеем счастье находиться.

- Психиатр дальше по коридору…

- Доктор, мир в такой глубокой з…

Анекдотичны жизненные ситуации «пациентов»: у них получается все наоборот – и это вызывает (у них же) когнитивный диссонанс, психоз (вероятно, изначальное намерение проктолога перенаправить их к психиатру не так уж преждевременно). В какой-то момент, когда ангел и демон потеряли надежду доказать свою правоту, они оба захотели… «самоликвидироваться»: Выбери его! – каждый бросал судье. (Но это у них, наверное, от нервов.)

Актеры жонглировали словами: ЧудИте! – разрешил доктор пациенту представить свидетельства своей сверхъестественной природы.

А когда ангел признался, что умеет управлять временем (это его дар… за любовь к людям), доктор пошутил:

- За одно мгновение? Забавно. Мне бы так: больной моргнул – геморрой пропал!

Оба подшучивают:

- Вы себя в зеркало видели?

- Конечно, я же не вампир.

Анекдотичны ситуации сверхъестественной «инициации» персонажей. Оказывается, они оба потеряли свою человеческую природу одинаково - «по пьяни».

- Как это случилось? – спрашивает доктор ангела.

- По пьяни, - отвечает ангел. - Кем только по пьяни не становятся…

Афоризмы в исповеди беса (народный артист России Валерий Кириллов) вызывали аплодисменты публики, и он это предсказал: «Вы замечали, что плохие всегда интереснее?»

- Алкоголь и телевизор меняют людей, - мудрствует бес. (Аплодисменты)

- Мало ли людей в чертей превращаются, - завершил бес свою сентенцию. (Смех.)

Анекдотична и сама дуэль добра и зла, не поверите – на клизмах. 


ПЛОЩАДНОЙ ТЕАТР

Еще одним сценическим пластом в новом спектакле оказалось ярмарочное выступление – с его пестротой в одежде, падающими «с неба» мячами, цвето- и светомузыкой, спецэффектами.

Карнавал начался с ожидания ЭТОГО, который ходил по пятам ангела, - беса (он сам так себя назвал). С потолка падали разноцветные надувные мячи – прямо на головы ангела и проктолога. (Некоторые скатывались на первый ряд, но их тут же услужливо возвращали сердобольные зрители партера.)

Бес появился неожиданно - в клетчатой красной рубашке, комбинезоне, с очками на веревочке и в берете. На вид простой слесарь. На сцене его ждал деревянный (как встарь) ящик с ручкой – для инструментов. А в какой-то момент в его руках появился… вантуз, который ждал только момента - чтобы превратиться в умелых руках в инструмент пыток.

Особенно эффектным стал момент выбора дуэльного оружия. Для торжественности момента бес вырядился в разноцветный балахон a la Слава Зайцев на ранней Пугачевой, ассоциации с примадонной усилил рыжий парик. С ужимками дивы бес предложил оружие для дуэли, им оказались… грелки. На длинных шнурах, которые в умелых руках превратились в нунчаки и чуть не прибили проктолога в самое причинное место.

Площадной, народный, характер некоторых мизансцен отмечали особенно ходульные истины и шуточки.

Например, использовались рифмы.

Речь беса особенно ими богата:

- Ангелочек, поцелуй меня разочек.

- Делай гадости к всеобщей радости.

- Пакости на пользу.

- Добро и зло творить с подъезда.

Или вот подтрунивание – тоже беса над ангелом:

- Запутался в доброте, ангелочек.

Или работа с залом – в зал:

- Хорошие? Они есть?

Ну и довершали картины площадного представления хлесткие «лещи» - оплеухи, излюбленный собрат ударов палки (помните, как Арлекин отвешивал оплеухи и удары палкой несчастному Пьеро в киноэкранизации «Буратино»?). Актеры несколько раз устраивали светопреставления с побоями на сцене. Один раз до крови - ангельской. (Из контекста их перепалок понятно, что это у них не в первый раз.)

А вишенка на торте - ходульные истины, трюизмы беса (горечь которых от этого не утихала):

- Любовь - высшая форма дискриминации…

- Любовь - это раздутый эгоизм…

- Горы свернуть ради любимых - на головы нелюбимых…

Эти вещи, действительно, реальные. Буквально в день премьеры утром слышал в воспоминаниях коллеги: «Люби ближних - обосри нижних». Горько, конечно, но ведь правда – и сами слова, и их носители.

Горько оттого, что в этом чувствуется еще один современный жанр с кодовым названием «ПОДСЛУШАНО». 


СПЕКТАКЛЬ - «БЕСОГОН»

Еще один новый жанр в медийном пространстве. Но и он проявился в новом спектакле.

Началось все с видеотрансляции с обращением «видеоблогера», кузнеца «на молоте и прессе», основной пафос которого прост: рабочие теперь не модны – и он с этим не согласен, категорически.

«Бесогонную» карту разыграл, как ни странно, сам бес (он сам себя так называл). Его речи сочатся обличениями рода человеческого и его псевдо-культуры, начиная с тезиса «С людьми все ужасно, кошмарно» и завершая расхожими обличениями: детские игры в войнушку, компьютерные игры с убийствами, новостные блоки свежих убийств («чернуха и порнуха»), жанровые перевертыши - «комедии про войну и добрых киллеров». Видеоряд был особенно впечатляющим и убедительным, он-то и напомнил телепрограмму Никиты Сергеевича. 


СПЕКТАКЛЬ - «КУХОННЫЙ РАЗГОВОР»

Драматургу, всей труппе и публике хорошо знаком это жанр задушевной беседы под закуску и с горячительными напитками. И то и другое использовали в новом спектакле.

Задушевное признание ангела в ответ на вопрос проктолога, почему он стал ангелом:

- Ангел подходит моему состоянию… Полюбил людей - и стал ангелом.

Непосредственная реакция проктолога – как в задушевной беседе:

- Так просто!

- Просто? Вы думаете просто любить всех людей? – парировал ангел.

- Думаю, это невозможно, - признал проктолог.

А когда, описывая когнитивный диссонанс своих «жертв», сами «благотворители» попали в его ловушку (которая чуть не привела их к самоликвидации), даже доктор понял, что пора выпить – и они выпили.

В отличие от простого когнитивного диссонанса наши «благотворители» испытали просто «диссонантище».

Ангел «творил благо» по принципу: хотел как лучше, а получилось – как всегда (узнаете Виктора Степановича?). Его промахи особенно красочно живописал визави, с наслаждением давил на мозоль:

- Гармонично недоразвитые превратились в дебилов…

Но и сам бес оказался не без психологических проблем – прям чуть не плакал. И ему, оказывается, тяжело смеяться над шуткой под названием жизнь… 


СПЕКТАКЛЬ - АПОКАЛИПСИС

Предстоящее событие – это и есть апокалипсис. Хотя изначально это и не так. Греческое слово ἀποκάλυψις обозначает новые знания, откровение. Но это в евангелии от Иоанна.

А в постановке Пускепалиса человечество настолько запуталось в своих комплексах – ну как Хрущев и Кеннеди во время карибского кризиса.

Бес запутался:

- Делаю пакости – а они терпят...

⁃ Все шкерятся. Где мы нашептали, где они, а где люди сами додумались…

Именно в его уста вложили грустный, но афористичный вывод:

- Почему луна к земле всегда одной стороной? Да потому что на другой ее стороне надпись – для инопланетян: Осторожно! Люди. 


СПЕКТАКЛЬ - ИСПОВЕДЬ

Исповедался сам проктолог… (Как до него это сделали ангел и бес.)

Не буду переписывать его длинный монолог – перейду сразу к выводу:

- Идите вы оба…

- В жопу что ли? – успел уточнить бес.

И оба исчезли. 


СПЕКТАКЛЬ - МОЛИТВА

Проктолог, конечно, послал своих горе-дуэлянтов, отключился, так сказать, от их эгрегора. Но тревожность осталась: что нас отделяет от последнего шага – от апокалипсиса…

Музыкальная композиция Сергея Бобунца и Александра Сычева в финале спектакля звучит как молитва (или аутотренинг, если кто еще помнит). Трек «Я наконец-то всем доволен» из альбома с символичным названием «Трудных времён песни 2» 2016 года:

Мне говорят, что я банален,

И не герой, и не кумир;

Что я не индивидуален,

Что беден мой духовный мир.

А я не беден и не болен

И очень рад, что я такой.

Я положительно доволен

И не хочу судьбы иной.

 

Или насмешка... (Все-таки жанр спектакля обозначен без вариантов – комедия.)

 

А кто-т о крикнул с балкона:

- Слава врачам!

    

Согласен. И браво – Волковскому!

 

P.S. Каждый раз, когда Валерий Юрьевич выходит на поклон, я ловлю его взгляд, наблюдаю за глазами… Вот только что он лихо лицедействовал на сцене, метал громы и молнии, творил бурю – и вдруг все схлынуло, отпустило… В его глазах пустота, но это пустота черной дыры, вытягивающей эмоции из публики: что? как оно? как вы? Валерий Юрьевич, все шикарно (как говаривал Зиновий Ефимович Гердт, когда его спрашивали о здоровье). Будем думать.

Фото автора и volkovteatr.ru

Автор
Валентин Степанов, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор филологических наук, профессор, член Союза журналистов России
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе