«Арлекин» репетировал целый год. Тем не менее подготовка к премьере шла в авральном порядке: за три месяца до сдачи состав труппы обновился почти полностью, и многое пришлось начинать с нуля.
Составляющие «Крысу» эпизоды-миниатюры, с одной стороны, реалистичны донельзя, с другой – достаточно условны для того, чтобы режиссёру было где развернуться. Режиссёр Надежда Корнева сделала основой линию противостояния романтического героя и мира окружающей бытовухи – для юных актёров это близко и понятно, для зрителя – актуально. Тем не менее материал сам по себе, как отмечали театроведы, сложный, и не всякому взрослому актёру по зубам.
В процессе работы стало ясно, что некоторые откровенно пессимистические моменты, которые вообще характерны для драматурга Слаповского, надо сгладить или вообще убрать. Потому, что до зрителей хотелось донести то доброе и светлое, что есть в пьесе, – таким образом, чтобы голая жизненность его не перекрывала, а подчёркивала. Например, в одном из эпизодов жена, насмотревшись на телевизионные страсти, втягивает мужа в импровизированный «домашний спектакль» и так вживается в роль, что муж уходит, хлопнув дверью. Непонятно, вернётся или всерьёз ушёл. По замыслу Слаповского, расстроенная жена в довершение драмы намекает зрителю, что собралась травиться – причём, это должно быть сделано так, чтобы каждый вздрогнул: «А вдруг и правда?» По замыслу Надежды Корневой, незачем ещё больше пугать ни в чём не повинных зрителей, потому что главное уже произошло – романтик-художник победил обывателя-нехудожника (вышло ли из этого что-то хорошее – уже другой вопрос).
Именно поэтому финальным аккордом на крыше, где чуть было не происходит двойное самоубийство, звучит вовсе даже не Слаповский, а Дольский. Все участники спектакля «вылезают на крышу» и без музыки декламируют: «Мне звезда упала на ладошку, я её спросил: «Откуда ты?» И опять же, победа за позитивом. В песне Дольского звезда всё-таки погасла, не справившись со слишком большим желанием. А у «Арлекина» звезда остаётся гореть. Та самая зелёная звезда, которую мы все просим: «Чтоб траву, как встарь, косой косили, каждый день летали до Луны, чтобы женщин на руках носили, не было болезней и войны». Умудрённые годами Дольский и Слаповский, видимо, уже не верят в исполнение таких желаний. А молодёжь из «Арлекина» постаралась сделать всё возможное, чтобы зритель в такое исполнение желаний и вообще во что-то хорошее поверил. Хотя бы на мгновение.
Северный край