«Любовь и голуби»: о простом человеческом счастье и не только

Среди многочисленных культурных кодов, доставшихся нам в наследство от «застойных» 80-х, этот, пожалуй, один из самых узнаваемых, по-настоящему народных, любимых несколькими поколениями, буквально разобранных на цитаты.

Благодаря фильму Владимира Меньшова, название «Любовь и голуби» знают не только в России, но и далеко за ее пределами. Вот уже скоро сорок лет, как герои деревенской комедии о любви вошли в нашу жизнь и уходить из нее явно не собираются. А начиналось все еще раньше, с первоисточника, с пьесы Владимира Гуркина. Ее сценическая судьба оказалась не менее удачной, чем кинематографическая. Аншлаговые спектакли в разное время гремели в «Современнике» и во МХАТе, ставят ее много и сейчас и с удовольствием смотрят. Пьеса обладает какой-то невероятной магической силой. Несмотря на то, что и сюжет всем давно известен (фильм периодически идет по всем каналам как минимум раз в месяц), и все диалоги и меткие фразы героев уже давно ушли в народ, но спектакль, при условии, что постановка талантливая, а актеры на уровне, неизменно собирает полные залы. Как раз такой вариант мне посчастливилось увидеть.


Режиссерская версия известного также своими многочисленными ролями в кино и театре Василия Мищенко с целой россыпью замечательных актеров заставила зал буквально рыдать от смеха и снова сопереживать недотепе Василию Кузякину, решившему «покрасивше пожить». Хотя все в зале прекрасно знают, что из этого вышло, но снова и снова с замиранием сердца ждут момента изгнания роковой разлучницы Раисы Захаровны и ее сакраментального: «Девушки, уймите вашу мать», или, как в первый раз, слушают сон дяди Мити про то, как жену похоронил: «Инфаркт микарда, вот такой рубец». Семейство Кузякиных распространяет на зрителей свое простое, немудреное, но такое заразительное человеческое счастье, в которое хочется окунуться с головой, как в теплую летнюю реку, искупаться в нем, и уйти, наполненным этим счастьем в свою обычную суетную московскую жизнь. Персонажи комедии почти шекспировских деревенских страстей выписаны в пьесе с ювелирной точностью, но при этом все они непосредственные и живые, словно забежали поболтать запросто по-соседски. И актеры, задействованные в спектакле, тоже, похоже, окунулись в реку счастья, иначе как объяснить такое попадание в характеры и легкость, с которой они существуют на сцене?


Сергей Маховиков раскрылся для меня в совершенно неожиданном амплуа. Все увиденные мною ранее образы мужественных, немногословных служивых людей, следователей или сериальных функционеров сразу забылись после первого появления на сцене его искреннего, немного наивного, доброго и простого мужика Василия Кузякина, скрывающегося на голубятне от гнева жены (спустил на голубей аж целых двадцать пять рублей!). Наталья Громушкина просто бесподобна в образе Надюхи, грозной (но отходчивой) хозяйки дома, у которой Василий явно под каблуком, но при этом смешливой, задорной, несколько забывшей за домашними хлопотами, как сильно она любит своего непутевого мужа. А «сладкая парочка»: неподражаемый дуэт «дядя Митя – тетя Шура»! Михаил Жигалов и Раиса Рязанова так уморительно ругаются на сцене, что создается впечатление, что такая игра доставляет им самое настоящее удовольствие. Они и кроют друг друга почем свет стоит, и все равно они друг для друга «Санюшка и Митюнюшка». Ну разве ж не любовь? И дети Кузякиных Леня, Люда и Оля (Василий Акинин, Ксения Шевченко, Светлана Первушина), выросшие в атмосфере любви, конечно же, переживают за своих родителей и радуются, что все так прекрасно закончилось. И даже разлучница Раиса Захаровна в ярком, гротескном исполнении Елены Бирюковой, в сущности, одинокая женщина, мечтающая о любви.


Спектакль, наполненный любовью, искрящийся всеми гранями юмора, при этом еще и очень здорово выдержан в той самой провинциальной стилистике начала 80-х. Белье, развешенное на веревках, прекрасно заменяет задник, из-за которого периодически появляются герои, а каждый предмет интерьера на сцене имеет еще и практическую функцию. Стульями можно пошвыряться в пылу женских разборок, топор для устрашения изменщика (не используется), а кушетка выполняет роль одновременно места страданий Надежды после измены мужа, лежбища Василия в изгнании и немого свидетеля свиданий Надежды и Василия на пароме в их второй медовый месяц. А грандиозный выход Надюхи на свидание к опальному мужу во всем блеске своего нелепого попугайского наряда это и месть за свою женскую обиду, и желание продемонстрировать себя, как выражается моя подруга, «в припадке красоты». Есть у спектакля, при всех других достоинствах, еще и музыкальная изюминка. В спектакле поют. Семейство Кузякиных поет хором, дядя Митя с тетей Шурой поют дуэтом под гармошку, молодое поколение тоже не отстает. Как говорилось в другом известном фильме: «Когда люди поют? Когда они счастливы».


И еще один приятный сюрприз случился в самом конце, после бурных оваций и поклонов. Совершенно неожиданно оказалось, что буквально через два кресла от меня сидели вдова и дочь драматурга Владимира Гуркина. Василий Мищенко пригласил их на сцену, рассказав, что совсем недавно в Москве на Покровке открыли мемориальную доску на доме, где драматург прожил одиннадцать лет. Надо будет обязательно сходить посмотреть, где жил этот талантливый человек с сибирскими корнями, так хорошо понимавший все про свой народ и про его простое человеческое счастье. Вот такой приятный бонус к чудесному спектаклю!


Автор
Наталья Романова специально для Musecube
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе