Коллапс в московских театрах: «Худрук не разговаривает с директором. Директор борется за власть с женой худрука»

В театрах семейные кланы осваивают бюджетное финансирование.
В театрах семейные кланы осваивают бюджетное финансирование
Фото: Shutterstock


Недавно доцент Школы-студии МХАТ Павел Руднев побывал на премьерном спектакле в «одном крупном московском театре». И ушел под впечатлением: «Артисты демонстрировали пренебрежение к режиссуре, её действительно нелепейшим немотивированным глупым решениям», - поделился он в соцсетях. В финале на поклонах артисты показали свое отношение «к подневольному позору». Можно представить, что было на сцене, если даже такой насмотренный, бывалый театральный человек, как Руднев, от увиденного впал в ступор. Кстати, он на стороне артистов, но сам спектакль был из тех «стыдных работ, которую и выпускать не надо было на сцену». По этическим соображениям он не стал называть ни театр, ни постановку. За него это сделал Телеграм-канал Real Cultras Z, узнав в описании и театр, и спектакль. Но, возможно, речь шла о другой постановке (в том же театре): «С начала сезона здесь выпущено около десятка премьер (на четырех сценах). И все одна хуже другой. Зритель не ходит. Залы забиваются приглашенными гостями. Это ж до какой степени нужно довести артистов случайными людьми в режиссуре, невнятно разобранными ролями, хаотичной репертуарной политикой, что, вопреки этике и правилам, театральные люди, отдавая себе отчет в административных последствиях, пускаются на открытый саботаж перед публикой?» - пишет Телеграм-канал.


Увы, примерно этими же словами можно высказаться и о других премьерах в разных московских театрах. Плохие спектакли в постановке плохих режиссеров сегодня выходят пачками.

Таинственность навела ещё один театральный критик Лариса Каневская, которая сходила в театр и лаконично отрецензировала у себя ВКонтатке: «Театр закрывается… Нас всех тошнит…Сходила вчера и сегодня в театр»… Хотелось бы, конечно, подробностей, но Лариса Каневская, как и Павел Руднев, не стала называть пароли и явки по тем же причинам: корпоративная этика, обидятся, завтра не пригласят... Поэтому и я поделюсь своим свежими впечатлением в популярном жанре «догадайся сам, о каком театре идёт речь». Я тоже недавно побывала на премьере в одном крупном московском театр. Там на сцене главная героиня пьесы мирового репертуара говорит через слово (ну или почти через слово) «кобзда» или «я не лядь какая-то, я девушка приличная» и много чего ещё в том же духе. Так автор постановки, режиссёр решил «адаптировать» текст знаменитого драматурга, Нобелевского лауреата для современного зрителя. Чтобы зрителю было «ближе и понятнее». Хотя пьеса сама по себе настолько остроумная, что не нуждается ни в какой, тем более в такой адаптации. После просмотра подмывало написать тоже короткий отзыв: «театру N – кобзда». Но постеснялась. А потом он и сам погорел.

Как подметил известный киновед Вячеслав Шмыров: «Причина возгорания, подозреваю, стыд».

Telegram-канал «Подковерка» сообщает о расколе внутри «погорелого театра»: худрук не разговаривает с директором. Директор борется за власть с женой худрука. Уволены заместитель по эксплуатации, начальник пожарной службы. Вот и результат.

Есть ощущения, что столичные театры (слава богу, не все, но многие) подошли к краю. Творческому и человеческому, то и другое, как оказывается, тесно связано. Плохие спектакли, которые мы видим из зала, - это цветочки, выросшие не просто так и не на пустом месте.

Директор успешного Театра им.Вахтангова Кирилл Крок на своей страничке ВКонтакте резко, но объективно высказался о текущей ситуации: «Нахожусь под сильнейшим и весьма неприятным впечатление от событий, происходящих в театральной жизни Москвы. Имена и фамилии или конкретные учреждения культуры называть не буду… Нельзя воспринимать театр как свою вотчину… Нельзя в театре заниматься всем: и хозяйственной частью, и художественной. Это значит толком не заниматься ничем. Если ты художественный лидер, то нельзя воспринимать директора как мальчика для битья, которого можно без конца возить мордой об стол и думать, что от этого будет толк. Менять директоров в угоду нездоровым амбициям, как перчатки, объясняя, что все они плохие. Нельзя из театра устраивать семью, когда вдруг все родственники оказываются на руководящих должностях. Есть в Москве такие театры, которые с какой-то стати недавно получили приставку «Академические», где вообще целые семейные кланы работают, осваивая бюджетное финансирование. Люди числятся на прекрасных зарплатах… вот только на рабочем месте появляются, как красно солнышко. Нельзя сокращать людям премии, выплаты, рассуждая о сложном финансовом положении, а самому покупать себе любимому новую служебную машину за миллионы рублей.

Евгений Вахтангов говорил, что в театре должен служить профессионал, понимающий и уважающий законы сцены, а не «случайный любитель или родственник тётки моей тёщи, протащивший меня всеми правдами и неправдами». Поэтому все жёны, мужья, братья, сёстры, дети, тёти, дяди, тёщи – это всё, пожалуйста, у себя дома… Вот интересно, Департамент культуры Москвы, когда начнет на всё это реагировать, что должно ещё случиться, что должно ещё произойти?»…

Автор
Анастасия ПЛЕШАКОВА Специальный корреспондент
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе