«Хозяйка медной горы»: как выносит нас земля

Мы не можем ждать милостей от природы.
И. В. Мичурин

Как непросто бывает перенести на сцену литературное произведение значительного объёма, да ещё облечь его в форму музыкального спектакля, мы знаем по многочисленным примерам – в основном удачным – воплощений классических зарубежных, русских и советских романов в театрах по всей России. Титаническая работа создателей «Норд Оста» по «Двум капитанам», богатые версии «Анны Карениной» и «Графа Орлова» в Московской Оперетте, лаконичные по оформлению, но мощные «Братья Карамазовы» Александра Рагулина – театралы выучили их наизусть за годы проката, а кое-кто и вовсе познакомился с первоисточником после посещения мюзикла.


Композитор Глеб Матвейчук со своей творческой командой: создательницей либретто Софьей Стрейзанд и автором песен Еленой Ханпирой – сделали обратный ход и создали мюзикл по мотивам трёх сказов Павла Бажова. «Хозяйка медной горы», «Каменный цветок» и «Малахитовая шкатулка» дали начало новому спектаклю.

Биография самого писателя, богатая приключениями и начавшаяся на промышленно-ремесленном Урале, подсказала канву сюжета: рудокопы и камнерезы, страждущие под гнётом барина-богатея и приказчика-душегуба, состязаются с силами природы и благодаря вдохновению и доброте лучших своих представителей вступают с ними в союз.

Это было предисловие для тех, кто любит покопаться в первоисточниках и посомневаться в праве творцов на их вольное интерпретирование. В случае с «Хозяйкой» никаких обид литературе и исторической ситуации нанесено не было – синтез удался.

Мюзикл «Хозяйка медной горы» даёт зрителю то, за чем он идёт в театр: увидеть, какими красивыми могут быть чувства, музыка, рассказ (даже о страшном) — если сила таланта автора и постановщика вселит в нас смелость отдаться им всей душой. А смелость нам понадобилась: события на руднике и около него, а затем даже в самом Петербурге разворачиваются такие, что высокий возрастной рейтинг представляется совершенно оправданным.

Спектакль очень и очень красив визуально, при том, что бедная жизнь крестьян ничуть в нём не приукрашена, а вульгарная роскошь «элиты» не выдаётся за образец вкуса. Главное достоинство оформления – его работа на образ, ситуацию, настроение. В этом помогает мультимедийный экран, с помощью которого мы «влетаем» в сюжет и сходу попадаем под обвал штольни на малахитовом руднике. Здесь крайне важно, чтобы сценическое действие не уступило по эмоциональному воздействию электронной картинке (известны примеры, когда высокотехнологичные декорации «не работают» из-за недостаточной поддержки «человеческим фактором» и самим материалом). Но благодаря таланту незаменимого артиста ансамбля Евгения Градусова, первый персонаж которого гибнет под завалом, зрители мгновенно погружаются в историю, что называется, с головой.


Этот порыв мгновенно подхватывается музыкой, и дальше на всём протяжении действия она ни разу не даёт зрителю «вынырнуть», отвлечься от увлекательной истории, богатой на острые сюжетные повороты, опасные решения и отчаянные порывы непростых человеческих (и волшебных) характеров. Пожалуй, «напевать» вы будете разве что куплеты барина о справедливости как ложном идеале или песенку высшего света за упокой этого же барина. Глеб Алимович, что называется, «умеет в иронию».

Для главных героев – в сущности, всех остальных, начиная с приказчика Северьяна и мастера Прокопьича, крестьянки Настасьи, безымянной лесной знахарки, Танюши-сироты и, разумеется, Данилы-мастера и самой Хозяйки – у композитора есть то, что профессионалы, несомненно, назовут симфонизмом или каким-нибудь подобным уважительным термином. То есть вы этих песен сами не напоёте – не для того они написаны, чтобы вообще звучать вне контекста спектакля – зато партитура Матвейчука и вознесёт вас в горные выси, и бросит в тёмные бездны, а также откроет болезненные тайны прошлого и подарит неоднозначную, но светлую надежду на будущее.

Конечно, ничего бы не состоялось без могучей команды артистов мюзикла из Москвы и Петербурга, собранных под крышей «рюминки». Назову тех, кого лично мне удалось увидеть на превью для прессы и одном из двух премьерных показов. Невероятная пара Данила/Хозяйка – Кирилл Гордеев и Вера Свешникова – бесспорно, созданы воплощать эпичную историю любви, побеждающей козни богов и саму смерть. Нежная Настя – Маруся Бережная и красавица Танюша – Екатерина Лепилина и Наталья Куликова – олицетворяют душу русской женщины, сохраняющей верность и доброту в самых, кажется, не располагающих к мягким поступкам обстоятельствах. Знахарка (Агата Вавилова, Ромади Кагита) и старый Прокопьич (Андрей Богданов) по-своему, как умеют, заботятся о героях этой сказки для взрослых, хоть у них и не всегда получается как задумано. Смешны и противны (се ля ви!) барин и барыня – Александр Круковский, поразивший всех задорными балетными па, что при его комплекции кажется чудом, а на самом деле мастерство, и Катерина Шанина, ярко шаржирующая свою нелепую глупенькую героиню. Абсолютно незабываем приказчик Северьян в исполнении Эмиля Салеса – «фашист» уездного разлива, истязающий каждого ниже стоящего на социальной лестнице просто потому, что «может». Тот же герой у Павла Стукалова, пожалуй, убедительнее выглядит в своей финальной сцене – умирая (вот вам спойлер), Северьян называет причины своего зверского поведения, и понять его, хоть и не оправдывая, вполне возможно.


Конечно, нет масштабного мюзикла без ансамбля. В спектакле участвуют артисты фольклорного центра, имена которых мы обязаны выучить наизусть: ведь именно в танце предстают перед нами легендарные Чернобог и Лада, со встречи которых началась трагическая история той, кого все узнали как медной горы Хозяйку (Арлтан Анджаев, Анастасия Потова, Полина Гуляева). Также звучат народные песни в исполнении ансамбля «Руссы». По весёлым и задумчивым напевам наших предков не всегда догадаешься, как нелегка была повседневная жизнь простого народа. Между прочим, в раскладке персонажей имеется «народ» — выше названный Евгений Градусов отвечает за галерею образов: рудокопа, подручного приказчика, холопа в барском доме и даже одного из беспардонных дворян на сходке оных в Малахитовой палате.

«Мы не можем ждать милостей от природы…» — сказал учёный Мичурин в своё время. «После того, что мы с ней сделали» — закончили фразу саркастичные потомки. Но тайна любви позволяет нам творить настоящие чудеса – даже заключить союз с неодолимыми силами, будь то Хозяйка медной горы или наше собственное живое сердце. Главное – честно и бережно в него заглянуть.

Автор
Елена Трефилова специально для MuseCube
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе