Интервью с режиссером спектакля «Ночь в отеле» Владимиром Машковым

Жанр вашего спектакля «Ночь в отеле» обозначен в афише как «комедия относительности». Чем вас привлек этот материал?

Впервые я прочитал пьесу английского драматурга Терри Джонсона достаточно давно. А когда вернулся в театр, сразу вспомнил о ней и подумал, что «Ночь в отеле» могла бы оказаться интересной и необычной для нас. Это прекрасно написанная история о радикальном столкновении мировоззрений и загадках четырех всемирно известных личностей, неожиданно оказавшихся в одном месте и в одно время. В ней объединено множество жанров, что дает работу как творческому полушарию, так и логическому. Рассказывается о нашем вечном полете между прошлым, настоящим и будущим, между логикой и страстью, любовью и желанием. О понимании того, что всем нам непросто в этой жизни.


Пьеса Терри Джонсона глубока и многогранна. На репетициях, коих состоялось более ста, вы долго, кропотливо, фраза за фразой разбирали материал, раскрывая его глубинные смыслы, будоражащие воображение.

Эйнштейн говорил: «Воображение важнее знания». Мы все вместе долго искали «ключи» к пьесе, в самом начале которой упоминаются слова Шопенгауэра об извечном заблуждении человечества в том, что оно рождено для счастья. Мы попытались исследовать феномен того, как человек идет к центру своей личной вселенной, почему один занимается творчеством, а другой наукой, что каждый в итоге хочет получить и получает ли он это.


Каждый зритель ищет и находит что-то сокровенное в этой насыщенной событиями истории лично для себя. Однажды вы высказали мысль, что в пьесе сошлись все четыре стихии: вода, огонь, воздух, земля. И каждый из четырех персонажей является олицетворением одной из них.

Как мне кажется, это верно распределенное драматургом соотношение сил между героями. Мы его заметили и попытались изучить, что происходит, когда эти четыре сверхначала вступают во взаимодействие. С одной стороны, силы абсолютно противоположны, а с другой — они не способны существовать друг без друга. Все они также присутствуют в каждом из нас, и мы периодически подключаемся к их непрерывному движению в нашей душе, в нашем сознании. Между стихиями неизбежны столкновения, в отдельных случаях вызывающие глобальные «тектонические сдвиги», что приводит к великим научным открытиям. Возможно, некоторые из них не следовало бы совершать, но это неизбежно. И все же каждый человек, находясь под влиянием всех стихий сразу, жаждет обрести свое место в жизни, постичь структуру мироздания и ответить себе на главные вопросы: какова цель моего существования, что я должен делать, чтобы существовать дальше, конечно ли мое пребывание на этой земле или за ним есть что-то еще?


Автор предпочел не называть реальными именами четырех персонажей, имеющих исторические прототипы, назвав свою пьесу Insignificance. Два главных героя, познав при жизни мировую славу, и сейчас, много десятилетий спустя, остаются известными большинству жителей Земли.

Вот так распорядилось пространство. Думаю, они оба жили, понимая, кем являются. Встреча двух этих известнейших людей двадцатого века, так талантливо описанная Терри Джонсоном, гипотетически вполне могла состояться в реальности. Имеется историческое свидетельство, что и Альберт Эйнштейн, и Мэрилин Монро находились 15 сентября 1954 года в Нью-Йорке, в ночь, когда снимался знаменитый эпизод фильма «Зуд седьмого года», в котором внезапный порыв воздуха взметает вверх юбку актрисы. В нашем спектакле, как и в нашей жизни, все пропитано относительностью. Известно, что в теории относительности все измерения располагаются относительно наблюдающего. Каждый из нас измеряет свою жизнь и все, что есть вокруг, относительно себя самого, являясь центром своей собственной вселенной. Что касается внешней узнаваемости персонажей, зрителям станет все предельно ясно с первого взгляда, когда они увидят портретное сходство героев спектакля с их прототипами, созданное нашими замечательными художниками по гриму.


Под портретным гримом угадываются лица любимых зрителем артистов.

Я бы не взялся за постановку «Ночи в отеле», если бы у нас в театре не было такого мощного, сплоченного одной школой актерского состава. Пьеса требует от каждого участника максимальной веры в предлагаемые обстоятельства и продолжительного, очень разнообразного существования в жестких условиях невероятной, «адской» ночи. Это задача для мастеров, готовых преданно изучать себя, способных снова и снова осваивать сложное, предельно насыщенное эмоциями пространство спектакля и принимать своих «подселенцев» — героев с их исполинским личностным масштабом.

Автор
Редактор
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе