"Духовка"

Почему именно сегодня появилось поколение молодых театральных режиссеров, уважающих текст, школу и традиции 

Не так давно одна небезызвестная телеведущая объяснила согражданам, что эпоха гламура завершилась и сейчас у общества новый тренд - "духовка". Журналисты, понятное дело, позубоскалили вволю: как же - лицо этого самого гламура объявляет о его конце. А только самое забавное заключается в том, что это правда. Оставим в стороне разные интерпретации затасканного слова "духовность", но так называемый тренд уловлен точно. Гламур не гламур, но эпоха вызывающе бойкого постмодернизма, судя по всему, на всех парах движется к финишу. Признанные новаторы, исчерпав все возможные находки и трюки, начали повторять сами себя. А публика, жадно потребляющая искусство, пресытившись внешним блеском, потянулась к основательности и смыслу. Как тут не поверить, что время разбрасывать камни прошло, пришло время их собирать?


По крайней мере в театре и в самом деле что-то сдвинулось с мертвой точки. Бывало, за целый сезон хорошо если десять приличных спектаклей наберется, а в нынешнем - уже за два с небольшим месяца искомая десятка легко составилась. Причем пять из этих по-настоящему хороших спектаклей поставили (а по большей части и сыграли) совсем молодые люди. Сколько-то лет назад, когда объявилась у нас первая волна молодой режиссуры - Серебренников, Чусова, Невежина, Бутусов и т. д., их оголодавшие театры быстро расхватали, но скоро насытились. То есть достаточно с нас, других не надо. Меж тем нынешние молодые именно что - другие. Они не просто заявили о себе весомо и зримо, они от своих предшественников заметно отличаются. Как хотите, а это и есть главная новость. То поколение, с переменами в стране кровно связанное, было воодушевлено революционной идеей разрушения основ. Все старое, замшелое, бытовое требовалось уничтожить. Отсюда их интерес к невербальному, метафорическому театру, к приемам и трюкам, оживляющим скуку. Они решительно рвали с традицией, отвергая пресловутую связь времен, подкладывая свои взрывпакеты под академические и прочие сцены. Теперешние режиссеры пришли не разрушать, но строить, война и терроризм их не вдохновляют. В их спектаклях ничто не взрывается, не бьет в глаза нездоровым блеском, не кричит о новых формах, зато в них видна хорошо освоенная школа. Они не переворачивают пьесы с ног на голову, в авторский текст вчитываются, понять пытаются, полученную из рук в руки профессию ценят, вот что важно.

Впрочем, за Ириной Керученко, ученицей Камы Гинкаса, уже несколько спектаклей очень неплохих числится, а только на ее карьере эти успехи пока никак не отразились, не спешат с приглашениями столичные театры. Но вот в МТЮЗе она выпустила "Кроткую" Достоевского, и как хотите, а это поступок. Театралы со стажем тут же стали сравнивать ее работу со знаменитым спектаклем Льва Додина, а исполнителя главной роли Игоря Гордина - с Олегом Борисовым, ту же роль игравшим. Занятие бессмысленное хотя бы потому, что нам предложена совсем другая история. История, до стерильности очищенная от достоевщины, такая может случиться с каждым смертельно зажатым, испугавшимся любви человеком. Ее спектакль втягивает в себя аскетичным отказом от внешних эффектов и подробным, дотошным психологическим рисунком. То, что Керученко у Гинкаса училась, видно невооруженным глазом. Манеру, приемы, мировоззрение учителя она не копирует, просто отталкивается от них, обживаясь в профессии. В сущности это и называется связью времен. Тянется невидимая ниточка от одного талантливого человека к другому, живую жизнь театра поддерживает.

Тот же случай с учениками Сергея Женовача. Сразу несколько режиссеров-дебютантов, выпускников его мастерской, пригласил худрук Российского молодежного театра Алексей Бородин. Пока только три спектакля публике показали, и пожалуйста - один другого лучше. Сказка, да и только. Как раз две детские сказки поставили юные симпатичные девушки, обладающие при этом твердым режиссерским характером. Сигрид Стрем Рейбо показала "Как кот гулял, где ему вздумается" Киплинга (о нем "Итоги" уже писали), а Екатерина Половцева - "Почти взаправду" голландца Тоона Теллегена. Половцева, впрочем, дебютировала уже в прошлом сезоне в театре "Современник", где поставила на Другой сцене небольшую пьеску Александра Островского "Неожиданный случай", и уже там было видно - опыта и блеска постановочного у начинающего режиссера, может, еще и нет, но зато профессию свою она на пять баллов освоила. Кстати говоря, это только кажется, что сказки для детей легко ставить. Там в штампы впасть вообще ничего не стоит, они сами в руку лезут, для так называемой детской радости готовые. Так вот Половцева без них обошлась, не испугалась лирики и даже философии. У нее все вышло взаправду - и игра, и чувства, и актерское исполнение.

Еще один выпускник Женовача Егор Перегудов поставил в РАМТе спектакль для взрослых. "Под давлением 1-3" играют в 21 час, в рамках "ночного проекта", придуманного для деловых молодых людей, не успевающих прибыть в театр к обычному времени. О них-то, о служащих, затерянных в современном офисе, и написал пьесу немецкий драматург Шиммельпфенниг. Спектакли на эту тему давно уже не новость, в большинстве своем они открывали публике диковинную, срисованную с натуры картинку офисной жизни, тем и забавляли. А Егор Перегудов увлекся тайнами человеческих характеров, тем, что когда-то в прошлой жизни называлось подтекстом и ценилось как важное завоевание русского психологического театра. Он выгородил сцену канатами, превратив ее в своеобразный ринг, где время от времени сходятся партнеры по бизнесу. Поединки оказались захватывающе интересными. Режиссер предложил актерам сложный психологический рисунок, и едва ли не все с ним отлично справились. И это значит, что имя Егора Перегудова рекомендуется запомнить, тут и талант виден, и основательность отнюдь не юношеская.

Одним словом, можно радостно вздохнуть: вот оно, наше будущее, надежда русского театра. Но в нашей среде надежда довольно быстро умирает, столкнувшись с неповоротливой консервативной системой, не желающей рисковать так называемой стабильностью. Смотрю, к примеру, прекрасный дипломный спектакль курса Олега Кудряшова в РАТИ "История мамонта" (его время от времени показывают в театральном центре "На Страстном"), и радость с печалью мешается. Поставлен он по роману Анатолия Иванова "Географ глобус пропил" тоже вполне еще молодым педагогом Екатериной Гранитовой и мгновенно сделался хитом среди столичной театральной публики, очень уж талантливо и заразительно сыгран. Тут не просто обаяние и молодая энергия зал захватывают, не только ностальгические шутки-прибаутки об ушедших временах советского застоя и последующей смуты. В этом бешено несущемся музыкальном и веселом спектакле не сходит со сцены герой, который Зилова из "Утиной охоты" заставляет вспомнить. Ему тоже в своем времени нечем дышать, только и остается, что придуриваться. Играет героя Андрей Сиротин, и это имя тоже имеет смысл в закладку поместить. Столь мощного, значительного дебюта в последние годы и не припомнишь. Крикнуть громкое "ура" мешает одно грустное обстоятельство - этот спектакль обречен на умирание. Его поиграют до конца сезона, и все, выпускники по театрам разбредутся. Казалось бы, что еще предъявить надо, чтобы ответственным за культуру людям стало ясно - этим талантливым ребятам нужен свой театр, вместе они много хорошего сделать могут. Но нет, надеяться не приходится: кризис у нас, граждане, чиновникам не до новых театров. А все же о театральном будущем впервые за много лет хочется думать с каким-никаким оптимизмом. Не потому ли, что объявившиеся вдруг молодые режиссеры несомненно понимают - традиция никогда не мешала настоящему новаторству, а новые формы могут быть хорошо забытыми старыми. Черт его знает, может, им все-таки удастся разбудить эту "спящую красавицу" - русский репертуарный театр, связав наконец давно порвавшуюся нить времен.

Марина Зайонц

Итоги.RU
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе