Безумный театр Марфы Игнатьевны Кабановой

Поэтика скандала в «ГрозеГрозе» Евгения Марчелли

«И в исступленьи, как гитана.
Она заламывает руки….»

О. Мандельштам.

Скандал – это взрывное пространство спектакля «ГрозаГроза» Евгения Марчелли, кульминация первого акта.  Скандал - в переводе с древнегреческого означает  - «западня, ловушка, досада и соблазн».  

Все четыре слагаемые есть в Театре Марфы Игнатьевны Кабановой – Анастасии Светловой, который она создает.  Из четырех – на первом месте  - соблазн унижения других. Но еще и женский соблазн, шарм.  Она – не коронованная королева уездного, заштатного, заброшенного города Калинова, до которого хоть три года скачи…  


Шарм, красота - не оцененные и не востребованные! Они бродят в ней, как вино, созревающее в темном подвале и набирающее свой «букет». крепость и аромат.  Красота, пропадающая  в ущербе - почем зря! Нуждающаяся  в публичном признании.  

Так возникает  Театр  Марфы Игнатьевны Кабановой, в котором Нерон и Калигула только и могут быть ее достойными собеседниками.  Здесь темные истоки ее постоянных  ловушек. Здесь ее западни для Тихона и Катерины, ее нестерпимые досады,  соблазны, которые она чувствует как смертельную рану.  И устремление матери к сыну,  к Тихону, и зависть к молодой снохе, и жажда удержать  при себе и еще более привязать Тихона.… 

«Известное дело, - сказала одна зрительница, - свекруха со снохой поссорилась!... Это ведь сплошь и рядом». Но спектакль Марчелли не о «свекрухах» и «снохах»…  Не-ет, скандал у Марчелли - вовсе не бытовая ссора!  Это конфликт огромных духовных противостояний, энергии агрессивных отторжений Кабанихи.  – и светоносного начала Катерины, ее способности любить – всеохватно и безоглядно. 

 Кабаниха демонизирует обстоятельства, выращивая из маленьких семейных ужасов огромную трагедию…. Это ее маниакальный, карнавальный театр. Скандал – это способ агрессивно заявить о себе, привлечь внимание заранее продуманными театрально- юродивыми жестами, провокативно направленными на Катерину. 

Марфа Игнатьевна – Светлова начинает артистически  заламывать руки, подгибать колени, почти что биться в конвульсиях, это настоящий истерический припадок.  Ее  заламывания рук, театральные жесты то нарастают, то обрываются вдруг и внезапно, что обнажает продуманный механизм ее приемов, как будто спонтанно родившихся  скандальных интонаций, когда перебранки и перепалки достигают апогея. Кто кого перекричит? Мать – сына, или сын – мать?...  И Тихон – берет на вооружение приемы матери. Но мать одерживает победу.  

Скандал –  форма борьбы Кабанихи за власть, тотальный  контроль над всем ее окружением, Да и не скандал это со стороны Марфы Игнатьевны, не «скандальезный» скандал, а самый настоящий террор. 


Припадки и скандалы Марфы Игнатьевны безумны и чудовищны, доведены до предела, они то внезапно прерываются, и  Марфа Игнатьевна вдруг переходит на вполне обыденную речь, то снова взрывается. Оттого ее речевые припадки становятся еще более чудовищными. И не смех уже за ними, а дикий ужас.  Спастись от террора  можно только одним способом. – не замечать истерических взрывов.  Катерина – Юлия Пересильд  – полностью игнорирует нападки Кабанихи,  следуя  самой разумной тактике , улыбаясь  ее  обвинениям. И кто знает, что означает эта улыбка -  напускное  равнодушие,  иронический протест, потаенные планы?.... Диктат и тиранию Кабановой перенести невозможно. В этом скандале уже заложена идея будущей смерти Катерины. 

В скандале, по Бахтину - обнажаются человеческие души, страшные как в преисподней (Марфа Игнатьевна), или, наоборот, светлые и чистые (Катерина – Юлия Пересильд). Это стратегия и прагматика, провокация и эпатаж,  перформанс Кабанихи,  главное условие которого – публичность, трансгрессия обвинений.


Кабанова  заводится и заводит всех вокруг. Она почти искусственно заводит себя, адресуя обвинения сыну, а косвенно – Катерине. 

Скандал выдает отчаянное одиночество Кабановой, которую и Кабанихой-то назвать невоможно, ее одинокое, самозамкнутое «я». У  Марфы Игнатьевны нет никаких близких душ  рядом, ни одной! И Дикой ей - не собеседник, и сын, Тихон,  не близкий друг, а отчужденный от нее человек, раб. Разве что пребывают при ней два блаженных существа, которые откликаются только на эмоциональный фон скандала, являя собой эхо эмоций - и когда Кабанова обрывает свой монолог  на полуфразе, мальчик- приживал начинает отчаянно рыдать, а девочка тонко плакать. 

В скандале есть спонтанность, агрессивность, а в  Марфе Игнатьевне еще и театральная эксцентрика.   Виновница происходящего - Катерина - стоит здесь же, воспринимая этот спектакль иронически, с внутренне растущим, пока еще  молчаливым  протестом. Катерина никогда не станет участницей публичного скандала, только молчаливой свидетельницей. Кабаниха – подстрекательница скандала, его вдохновительница,  она организует этот перформанс вокруг себя, чтобы взвалить свои темные  помыслы на Катерину. Скандал – умышленное нарушение приличий,  принятых правил, умышленный сбой привычного ритма,  разрушение норм, запрограммированное поведение. 

Главная черта Марфы Игнатьевны — беспредельный эгоцентризм, агрессивность и напористость, ненасытная жажда постоянного внимания к себе, она требует восхищения, удивления, почитания. Она жаждет  повышенной оценки.  Ее кажущаяся эмоциональность в действительности оборачивается отсутствием глубоких искренних чувств при большой экспрессии эмоций, театральности, склонности к рисовке и позерству.

Эмоционально – это повышенные тона, оскорбления,  когда  личная,  интимная жизнь выносится на публичное обозрение. Уровень громкости выкриков достигает немыслимых децибелов,  абсурд достигает апогея. 

Светлова играет любовь-ненависть Марфы Игнатьевны к самой себе,  ее Кабанова предается непрерывной схватке с Катериной, в которой она видит угрозу. Темная магия и недобрая тяжесть владеют ею. Она по-своему ясновидящая, давно и заранее видит в Катерине своего врага.Невинные жесты, слова, любые слова она превращает в нечто страшное, она видит во всем вокруг угрозы себе и сыну,  ее заведомо, когда еще ничего не случилось, ее влекут невозможные подозрения и  параноидальные перетолкования. Огромность ее притязаний не знает границ и меры. 

Будут чирикать  птицы, она и в их пенье услышит насмехательство над собой.  

Безумный артистизм Марфы Игнатевны строит ловушки – и прежде всего  - собственной душе. Перед нами - неусыпная неумолимая, мстительница Эриния – с факелом в одной руке с клубком змей в другой…

Спустя короткое время, мы увидим стальной стержень ее характера. Театр – эмоция кратковременная. У Марфы Игнатьевны теперь можно поучиться умению держать себя, она спокойна, строга, иронична, и речь ее взвешенная, она знает себе цену. И уже  не заламывает руки. 

Кабаниха могла бы вполне пойти с Диким танцевать танго. То самое брутальное танго Йозефа Лауфера, которое когда-то исполняли герои спектакля Марчелли «В белом венчике из роз…»  Ведь скандал – это в некотором роде хорошо исполненный ритуальный танец, цель которого низвержение и ниспровержение свободных и абсолютно чуждых ей и Дикому  людей – Катерины и Бориса.

фото автора

Автор
Маргарита Ваняшова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе