…Народный артист России, профессор Валерий Аркадьевич Дьяконов не ошибся, выбирая пьесы для спектаклей студентов 4 курса Красноярской государственной академии музыки и театра. Главные роли в «Стакане воды» Э.Скриба и «Дикарке» А.Островского предназначались Саше Жаровой, и она, обладая богатой природной одаренностью, успешно справилась с ними. Перед поездкой в Ярославль «Дикарку» сыграли пятьдесят раз в учебном театре. На фестивале, едва отгремели аплодисменты и закрылся занавес, к коллективной гримерке красноярцев устремились «купцы»- руководители периферийных театров. «Дикарке» Саше предложили руку Армавир, Тольятти, Нижний Новгород, Дмитровград Ульяновской области.
-Готовы принять пятерых выпускников, -не скрывал Андрей Шкалов, художественный руководитель Дмитровградского драматического театра имени А.Н.Островского.- С мэром города договорился о зарплатах и жилье. Хотел бы видеть у себя и ребят из Екатеринбурга, Саратова, Воронежа. Только согласятся ли? Знаю, что все на Москву смотрят.
В столице сейчас делают выпуски крупные деятели театра. В институте имени Б. Щукина Владимир Этуш поставил и показывал в Ярославле «Тиля» по мотивам романа Шарля де Костера «Легенда о Тиле Уленшпигеле». Курс профессора Сергея Женовача в Российском университете театрального искусства (ГИТИС) на втором году обучения, когда шел семестр Мольера, начал с этюдов по его пьесе «Плутни Скапена». К выпускному экзамену был выращен добротный спектакль. Шестеро парней в строгих черных костюмах словно импровизируют, ведут себя раскованно, непринужденно., тем самым, по мнению критиков, демонстрируя современный язык театра.
В школе-студии МХАТ имени Вл.И. Немировича-Данченко курс Константина Райкина оригинально осваивал Достоевского. Уже афиша «МЫ карамазоВЫ» предвещала нечто интригующее. Спектакль состоял из двух самостоятельных половинок. Рассказывали, что ребята перед выходом на сцену сговариваются, какую часть играть первой. В Ярославле начали «Этюдами», авторами которых сами и являлись. Было задание педагога: не только воплотиться в героя, но и додумать за писателя ситуации, в которых могли оказаться персонажи. В «Диалогах» же звучал подлинный текст Достоевского. По ходу спектакля студенты неожиданно для зрителя менялись ролями и утверждали себя то Грушеньками, то Лизами, Митями Карамазовыми, Смердяковыми. Отрывок из конца романа показывался раньше, чем тот, с которого начинается повествование.
На современную тему откликнулся лишь Екатеринбургский театральный институт, поставивший пьесу В. Жеребцова «Чморик», драма которого развертывается в восьмидесятые годы и во всей красе показывает дедовщину, жестокости, несправедливости в армии. Мастера курсов отдали предпочтение классике. В афише фестиваля были А.Н. Островский, А.П.Чехов, Мольер, Гольдони.
-Горжусь, что в нашем вузе сыграли Чехова «В овраге»,- заявляла профессор Ярославского театрального Маргарита Ваняшова.
-Горжусь постановкой «Бега»,-говорил ректор столичной «Щуки»- театрального института имени Б.Щукина Евгений Князев.- Не нашлось денег, чтобы спектакль с декорациями привезти в Ярославль.
Щукинцы отличились опереттой Иоганна Штрауса «Летучая мышь», сыгранной под аккомпанемент пианино, и навели на раздумья организаторов фестиваля: быть может со следующего года приглашать институты с музыкальными и кукольными спектаклями.
На фестивальной неделе выходила ежедневная газета «Отсебятина»с экспресс-рецензиями, состоялись мастер-классы известных педагогов, встречи с мэтрами режиссуры, бушевали извечные споры по системе Станиславского. Молодежь интересовалась, каким должен быть актер. «Талантливым,- отвечал Сергей Васильевич Женовач. -Нужны природные данные, одаренность, умение держать внимание зала и т.д. Научить играть нельзя. В театральном вузе могут только поддержать, помочь раскрыться». Профессор Лев Абрамович Додин повторил, что искомое в театре- потрясение, которое способен вызвать спектакль. В будущем, верил он, самым модным станет театр с залом на 400-500 зрителей, труппой из 10 актеров.
Студенты Ярославского театрального внимали гостям, общались со сверстниками, бурно аплодировали их игре, устроили карнавал на площади перед парадным входом в Волковский, делились со зрителями апельсинами. Вечером последнего дня фестиваля в сквере у театра образовалась апельсиновая поляна, на которой оранжевые символы были разложены по огромному столу, освещаемому загадочно мерцающими свечами. И не было странно, что поклонники театра не тянулись за лакомствами. Будто понимали, что с последним экзотическим фруктом закончится весенний театральный праздник, хотели отдалить этот момент.
29 апреля 2013г.