Новые герои: Юлия Кривцова и Сергей Кремнев, фестиваль «Архитектура движения»

UrbanUrban начинает рассказывать о людях, которые своими активными действиями меняют города к лучшему. Мы поговорили с организаторами фестиваля «Архитектура движения» Юлией Кривцовой и Сергеем Кремневым о том, как родилась идея фестиваля, что им удалось сделать в Ярославле и о том, как организовать такой же фестиваль у себя в городе.

— Расскажите, пожалуйста, об истории создания вашего проекта, что было взято за основу для воплощения идей проводимого фестиваля? Почему он называется именно так? Обращались ли Вы к зарубежному или российскому опыту проведения подобных фестивалей?

— Идея фестиваля родилась в 2008 в результате обычных прогулок по Ярославлю. Нас интересовало движение по городу, ценность пешеходной или велосипедной прогулки, возможность придумывать новые маршруты, оказываться там, где никогда не был, и открывать для себя совсем другой город.

Фото предоставлено организаторами фестиваля.

«Архитектура движения» для нас — это взаимообмен между городом и человеком. Город дает человеку импульсы для движения, а человек в свою очередь проектирует «движения» города. Нам важно взаимосвязанное развитие города и человека, живущего в нем. Чтобы город давал человеку то, что ему нужно сейчас, а человек с интересом участвовал в жизни города.

В какой-то момент мы осознали, что можем создавать новую среду, чтобы нам самим было интересно жить здесь, новое движение в городе – пешком, на велосипеде, с улыбкой, на лекцию, на кинопоказ, нам было интересно создавать пусть временные, но наши правила пользования городом. Мы привлекли к работе своих лучших друзей и до сих пор вместе составляем фестивальную команду.

В 2008 году с нашей идеей мы чувствовали себя белыми воронами, потому что в воздухе не витало даже предчувствия возникшего сейчас бума городских проектов. Мы исходили из того, что волновало нас в городе, и использовали имеющийся у нас арсенал средств современного искусства.

В течение первого фестиваля в 2008 году всем желающим выдавалась карта на 3 дня, и люди с утра до ночи путешествовали по созданным нами маршрутам с остановками в неожиданных точках – подземной автостоянке, пустом здании хлебного магазина, клубе, джазовом центре, в башне, на вокзале. Для каждого места мы придумывали событие – показ видеоарта, фотовыставку, перформанс, открытие инсталляции, дискуссию. С тех пор каждый год мы меняем тему и формат проекта. 2008 – путеводитель по городу, 2009 – фестиваль идей, 2010 – фестиваль-экскурсия, 2011 – фестиваль-коммуникация в городе, 2012 – «Присвоим город».

Фото предоставлено организаторами фестиваля.

— Какие задачи ставит перед собой фестиваль? Насколько успешно получается их решать?

— Мы нацелены на то, чтобы менять представление людей о городе. Город – это не только место душных пробок, скучных офисов, очередей на почте и поездок в торговые центры. Город – место встреч, общения, событий, новых впечатлений. Это место для комфортных будней и удивительных выходных.

Нам важно потихоньку менять и способы пользования городом, чтобы горожане получали удовольствие от сидения на траве, посещения временной фотогалереи, внезапнного джазового концерта на балконе здания, экскурсии в троллейбусе. Чтобы они понимали, что пикник в парке в воскресенье – это такая же реальность, как поездка на дачу, а их подъезд может стать выставочной площадкой, а выставка поводом для знакомства с соседями.

Чтобы все это получалось и работало, мы стремимся выстраивать отношения между теми, кто принимает решения в городе, теми, кто обладает ресурсами, и теми, у кого есть идеи для воплощения в городе. Пытаемся сделать связи между ними взаимонеобходимыми и понятными. Признать, что нам это удается на сто процентов пока, к сожалению, не можем. Слишком сильны индивидуальные амбиции, нет осознания того, что объединяя усилия, мы можем добиться гораздо большего.

Фото предоставлено организаторами фестиваля.

— Как Вы формируете программу фестиваля? Как приглашаете экспертов, каким образом мотивируете их? Откуда приезжают к Вам эксперты? Насколько остро Вы ощущаете дефицит специалистов в области развития городской среды в России?

— Когда мы понимаем, с какой темой будем работать, с какими территориями города, проблемами, интересными людьми, разрабатываем программу проектов и событий, посредством которых и будем решать, обозначать, проявлять важное здесь и сейчас в Ярославле. Мы стараемся отслеживать то, что происходит в России, иногда и международном контексте, ездим на фестивали, принимаем участие в международных проектах. Иногда люди сами находят нас и присылают предложения сотрудничества.

Ежегодно на фестиваль мы приглашаем сторонних экспертов. В 2008 году – архитектора Юрия Аввакумова, в 2009 – директора института культурной политики Михаила Гнедовского и социолога Александра Согомонова, в 2010 – Вячеслава Глазычева (не смог принять участие) и куратора паблик-арт программ Кендала Генри, в 2011 – архитектора, преподавателя Института «Стрелка» Юрия Григоряна. Они выступали в роли модераторов в дискуссии представителей местного сообщества, заинтересованных в развитии города.

Мотивируем собственным энтузиазмом, тем, что самостоятельно инициируем разговор о городе, заставляем людей размышлять о том, что и почему их окружает, как это можно менять.

Наиболее остро нехватку экспертов в области развития городской среды мы ощущаем в собственном городе. В Ярославле есть кафедра «Архитектуры» в техническом университете с прогрессивно и правильно мыслящим профессором Н.Кудряшовым, но никакого деятельного приращения к правильным разговорам о том, как может меняться город, не происходит. Есть общественные силы, которые воспринимает город как законченный объект, включенный в список ЮНЕСКО. и требуют тотальной консервации. В отсутствии авторитетных специалистов диалог оборачивается пока только непродуктивными ссорами.

Фото предоставлено организаторами фестиваля.

— Насколько сложно было организовать фестиваль? С какими основными трудностями Вы столкнулись при его подготовке?

Первый трехдневный фестиваль лишил нас последних сил. Мы делали его во время собственного отпуска и нам приходилось прикладывать уйму усилий, чтобы воплощать намеченные события. Нас охватывала эйфория от того, что наши идеи воплощались, и город, действительно, становился другим. Но было очевидно, что мы не рассчитали свои силы. При этом никаких уроков из этого опыта не извлекли, и уже на следующий год фестиваль «Архитектура движения» длился месяц и включал два раза больше событий, происходящих во всех районах города.

Одна из главных трудностей – маленький бюджет, из-за которого тебе почти все приходится делать самому. Есть команда волонтеров, но есть задачи, которые нельзя решить волонтерскими силами, нужно привлекать специалистов, платить им гонорар. Четыре фестиваля мы провели таким образом, что весь собранный бюджет уходил на реализацию проектов и мы не имели возможности платить людям даже минимальные деньги.

Вторая трудность – это возможноть организовывать мероприятия в городе. Законодательство в этой сфере настолько несовершенно и расплывчато, что тебе часто приходится на свой страх и риск самому решать, в какой форме согласовывать мероприятие с администрацией. К примеру, организовать кинопоказ на лужайке в парке – значит получить разрешение полиции, организации, отвечающей за газоны, поставить рядом машину скорой помощи и прочее. Ты вроде бы хочешь сделать подарок городу, но это оборачивается бесчисленными сложностями, которые по трудозавтратам превышают само мероприятие. Гораздо проще такие вещи решаются, когда подключается мэрия и изначально дает добро на все акции и события.

Фото предоставлено организаторами фестиваля.

— Какую поддержку находит Ваша инициатива у городской администрации, жителей города, бизнес-сообщества, архитектурного и градостроительного сообщества?

Мы ожидали большей заинтересованности администрация города в наших проектах. Нам казалось, что нас объединяют общие ценности, а иногда и мы, и они признавали, что мы выполняем работу, которую должны делать несколько департаментов и учереждений. Ежегодно мы приглашали представителей администрации на дискуссии, посвященные развитию города. Но до сих пор конструктивного диалога не выстроено. На словах все все понимают, но на деле почти ничего не меняется. Нам говорят: «Какие вы молодцы, но мы так не можем».

Что касается финансовой поддержки, то ситуация менялась. Если в 2008 году нас никто в мэрии не принял всерьез, то уже на следующий год небольшие деньги выделили. Нам показалось, представители разных департаментов совершенно не могли поверить в то, что молодых людей может волновать город и они захотят так активно участвовать в его жизни. Увидели – поверили! В этом году мы уже получили 3 субсидии из городского и областного бюджета, выиграли грант Правительства области.

У фестиваля есть сложившийся круг партнеров, за четыре года в его реализацию вложились более 20 коммерческих партнеров. Архитектурное и градостроительное сообщество города на уровне властных структур и отдельных бюро участвуют в предлагаемых нами дискуссиях, приглашают нас к сотрудничеству. Среди постоянных участников фестиваля – студенты-архитекторы.

Фото предоставлено организаторами фестиваля.

— Каким образом получилось воплотить идею фестиваля в жизнь? Какова проектная структура фестиваля, кто с вами в команде, как привлекались спонсоры, мотивировались волонтёры?

— У фестиваля два основных куратора, они отвечают за тему и формат проекта. Далее мы собираемся более широким кругом кураторов и координаторов, подключающихся к работе над отдельными событиями и проектами. Волонтеры участвуют в распространении информации, координации участников, зрителей, технической поддержке событий.

В течение года мы отслеживаем рекламу в городе, кто как себя рекламирует и какие ценности продвигает. На основании этих наблюдений составляем список потенциальных спонсоров, предложение и начинаем индивидуальную работу с каждым. Мы стараемся обращаться к тем компаниям, идеология позиционирования которых близка нам по духу и предлагаем им не просто дать нам деньги, а участвовать с нами в развитии города.

Благодаря социальным сетям в 2009 году довольно быстро собрали большую команду волонторов. Единомышленников ищем на протяжении всего года. Отслеживаем, что происходит в городе, кто что делает интересное, регулярно устраиваем встречи, обсуждения. Люди сами выражают желание участвовать в фестивале, так как ощущают, что это что-то необычное, что они становятся причастны к изменениям в городе, порой даже его волшебным превращениям. Самое главное, что каждый инициативный человек, способный убедить в своей идее остальных участников, – наш потенциальный участник. Мы вместе ищем пути для реализации своих идей.

Фото предоставлено организаторами фестиваля.

— Расскажите по шагам, как организовать подобный фестиваль у себя в городе? Как Вы выбираете площадки преобразований?

ТЕМА. В течение всего года внимательно прислушиваемся к городу, тому, что волнует людей, что особенно важно или интересно нам сейчас. Поэтому все – от темы до конкретных событий и площадок – мы берем не из воздуха, не придумываем сидя дома у компьютора, а выявляем, путешествуя по городу, наблюдая за ним. Очень полезно иногда стать туристом в собственном городе, тогда тебе откроется масса неприметных, но очень интересных деталей.

ТЕРРИТОРИИ. Мы стараемся находить пространства, которые реально осваивать минимальными средствами, но при этом полностью меняется его роль и атмосфера, для людей переворачивается восприятие города. Смотрим, где людям было бы хорошо собираться, где для этого есть предпосылки, но чего-то не хватает, и это что-то создаем своими силами, показываем, как проблему можно смягчить. Например, на одной из площадей есть подземная автостоянка. Люди очень негативно относятся к ней, потому что из-за затянувшегося строительства площадь была загорожена забором. Открывшаяся автостоянка не стала популярной, пустовала. Мы предложили на один вечер сделать ее арт-стоянкой. Делали перформанс, в котором свет заменяли прожекторы фар, звук шел из динамиков автомобиля. Сделали показ видеоарта, соорудив зрительный зал из шин. Место, как правило, само диктует, что возможно здесь сделать. Иногда для реализации идеи долго ищем место в городе. Как например, для открытых кинопоказов промониторили все белые стены в городе.

Муниципальные залы с их режимом и стилем работы абсолютно не готовы для реализации наших проектов. Поэтому мы ориентируемся на пешеходные улицы, кафе торговые центры. В 2008 и 2010 году мы нашли бизнесменов, готовых на безвозмездной основе на месяц предложить нам помещения в центре города для размещения там временной галереи фестиваля. Лекции, дискуссии, кинопоказы, перформансы и вечеринки – насыщенная жизнь, продолжительность которой – всего один месяц.

СОБЫТИЯ и ЛЮДИ. Появилась тема. Наметились интересные точки на карте города. Смотрим, что именно и как там можно обозначить, раскрыть. Подбираем участников, придумываем события. Как правило, все события фестиваля свободны для посещения. Нам нравится идея того, что в городе что-то происходит помимо денежного обмена. Просто происходит, потому что не может не происходить, а не потому что кому-то заплатили, кого-то попросили и т.д.

ПАРТНЁРЫ. Лучше иметь отдельно трех менеджеров, которые будут заниматься связями с общественностью, спонсорами, волонтерами. Они параллельно ведут свою работу: один находит информационных партнеров и придумывает с ними дополнительные способы привлечения внимания к фестивалю, другой формирует бюджет и превращает спонсоров в участников фестиваля, третий собирает команду волонтеров, инструктирует их.

ДОКУМЕНТАЦИЯ. И то, что у нас не всегда на высоком уровне, это документация. Важно приглашать отдельных людей, чтобы о каждом событии иметь адекватный фото- и видеоотчет. Мы стараемся иметь в команде волонтера, который отвечает за обратную связь, на событии он наблюдает, что за люди участвуют, интересуется, как узнали, почему пришли. По итогам фестиваля мы организуем вечеринку-презентацию того, что получилось в этом году.

Фото предоставлено организаторами фестиваля.

— Насколько, как Вам кажется, оказалась популярна Ваша идея среди горожан? Как они принимают идеи фестиваля? Сложно ли было их вовлечь? Активно ли они участвуют в мероприятиях фестиваля, предлагают ли свои инициативы, конструктивно ли дискутируют?

— Фестиваль был и остается уникальным событием для Ярославля, которое удивляет человека, заставляет его по-другому вести себя в городе, испытывать новые эмоции. Он не приобрел массовый размах, не стал подобием городского праздника, остается некой альтернативой. Это происходит не только в силу ограниченности наших ресурсов, но и потому, что название, концепция фестиваля – это не программа празднования дня города, и изначально это по-другому устроено, требует от человека другой степени культуры, вовлеченности и осознанности.

Но мы видим, что с каждым годом аудитория проекта растет, в течение года мы замечаем, что в городе инициируются схожие по духу проекты и события, получаем предложения от горожан. Они не всегда конструктивны и иногда имеют слабый проектный потенциал, но мы ценим любую инициативу, поддерживаем диалог и находим для человеку форму, чтобы заявить о своем намерении для города.

Фото предоставлено организаторами фестиваля.

— Какие достижения, пусть самые незначительные, были получены за всё время проведения фестивалей?

— По сути мы предложили городу площадку, которая создает и аккумулирует идеи осмысления и развития города. В ответ получили челоческий отклик и нашли единомышленников. Среди них – организации, которые захотели подключать свои ресурсы к проекту, депутаты, увидевшие реальные шаги по изменению их избирательных округов, и, конечно, волонтеры, готовые участвовать и помогать каждому фестивальному событию.

В 2010 году во время празднования 1000-летия Ярославля фестивальная команда получила приглашение организовать мероприятие в рамках официальной программы на главной пешеходной улице города. И для нас это было определенным признанием нашей работы.

Нам удается ежегодно предлагать городу новое по форме и содержанию освоение территорий, расширять аудиторию культурных событий за счет их реализации в общественном пространстве. А главное, создавать другую атмосферу в городе, когда ты чувствуешь, что главное – не власть или деньги, а творчество и человек.

Фото предоставлено организаторами фестиваля.

— Какие идеи в плане развития городской среды были получены от них за то время, что Вы проводите фестиваль? Какие были воплощены непосредственно участниками фестиваля, а какие — услышаны и реализованы городской администрацией?

 

Как один из примеров: в 2009 году к нам обратилась молодая староста дома, расположенного в удаленном спальном районе города и не видевшего ремонта на протяжении многих лет. Нас удивило тогда, что старосте целого дома всего лишь 30 лет и она полна энтузиазма что-то менять вокруг себя, и мы решили поддержать ее. Жанна Жукова предложила превратить неуютную «малосемейку» в дом, стены которого служат не молчаливым укором, а «говорят» с жителями о проблемах и перспективах. Мы подтянули к проекту художников и депутата микрорайона, и открыли выставку, работы которой были представлены на лестничных площадках каждого этажа 9-тиэтажного дома. Жильцы, наконец-то, встретились, начали знакомиться и общаться, выражать свое видение поставленных художниками вопросов: “лампочек в подъезде меньше, чем жителей”; “эти стены – ваши лица”; “мусор мстит” и другие.

Фото предоставлено организаторами фестиваля.

— Какую программу Вы планируете на фестивале в 2012 году?

В 2012 году фестиваль предложит уличные события: воскресный семейный пикник на стадионе, выставку архивных фотографий «Entertaiment. Прошлый век», которые разместятся в тех местах, где были сняты полвека назад, и расскажут об ушедших традициях, когда горожане были в большей степени включены в жизнь города: ходили в парки, устраивали танцы и концерты под открытым небом. Маршрут «Кофе и фотографии» пройдет по центральным кафе и представит фотосерии о современном городе. В акции «Хотите чаю?» сможет принять желание любой желающий: по городу будет перемещаться сервированный стол, за него можно будет присесть, выпить чаю и поболтать с создателями фестиваля о городе.

В сфере проектов мы проведем конкурс плаката, задача которого – найти «лицо» для районов и микрорайнов Ярославля, показать, что есть ценного и привлекательного в каждом из них. Проект «Верни себя городу» (инициированный совместно с московскими художниками Зоей Инкенас и Александром Арфеевым) предполагает ситуацию, в которой человек, когда-то уехавший из Ярославля, что-то возвращает тому месту, с которым связано начало его жизни. На расстоянии 100 и 10 000 километров герои проекта выходят на связь с городом и с позиции их сегодняшнего географичесого положения, человеческого опыта и просто настроения, интереса включаются в диалог с Ярославлем.

«Послание городу» — размещение в общественных местах дружественных, остроумных сообщений, меняющих настроение человека. Положить начало диалогу как необходимому составляющему общественного пространства – задача проекта. «Библиотека на колесах» будет реализована в троллейбусах, которые следуют по протяженному маршруту. Там разместятся полки с книгами и журналами. Стрит-арт проект с ярославким художником Pistalet amigo нацелен на то, чтобы молодые люди, занимающиеся стрит-артом, уходили от вандализма и замусоривания городского пространства в сторону создания арт-объектов, визуальных высказываний.

Образовательная программа фестиваля будет представлена лекторием, дискуссиями, а также детскими мастерскими. Участники мастерской «Дети в городе» посредством современного танца и архитектурного макетирования будут осмыслять городское пространство и подготовят уличный перформанс. Задача мастерской «Круглый год» – научить детей простым и непривычным для Ярославля способам озеленения городских территорий, рассказать о растениях, подходящих для городской среды в Ярославле и их жизни в течение календарного года, и преобразовать газоны одного из скверов. Традиционный раздел фестиваля – экскурсии - «Ярославские детали с Яном Левиным», экскурсия Pistalet amigo по ярославскому стрит-арту, автобусная экскурсия в Кострому, на «Арт-Станцию» – площадку для современной культуры для знакомства и обмена опытом, автобусная экскурсия в Данилов (знакомство с проектом «Деревенский парк» Зои Инкенас и Александра Арфеева).

Фото предоставлено организаторами фестиваля.

— Какого эффекта Вы ждете от проведения фестиваля на уровне города? Может быть уже заметен эффект проведения предыдущих?

— Нам бы хотелось, чтобы территориальные администрации районов стали нашими партнерами или даже заказчиками, обсуждали с нами проблемные и перспективные точки и давали «зеленый свет» на реализацию идей. В 2009 году формат фестиваля – фестиваль идей. Мы собрали команду инициативных людей из разных сфер и вместе выработали порядка 25 идей для Ярославля. Буквально подарили их городу в надежде на то, что Ярославль подхватит, что-то зафиксирует в жизни города. Но этого не произошло. Для этого же работать нужно и думать, а это не всегда популярная тактика городских администраций.

 

— Верите ли Вы в то, что у российских городов, тем более не столичных, есть шанс стать местом притяжения? Что для этого необходимо сделать? Что необходимо предпринять для того, чтобы люди не стремились из них уезжать? Ставите ли Вы для себя на фестивале такую задачу?

— Без этой уверенности такие проекты замышлять нет смысла. Фестиваль отчасти появился и из-за того, что многие наши друзья уехали из города, не найдя для себя места, возможностей. Мы показываем, что, если у тебя есть голова на плечах, проектное мышление, свободное время, круг единомышленников, ты можешь сам создавать город, в котором хочешь жить. Хочешь смотреть кино, сидя на газоне, организуй кинопоказ! Хочешь увидеть фотографии на улице, сделай фотовыставку! Тебе не нравится, что происходит в ДК или музеях, открой временную галерею.

Фестиваль для нас — это единственная возможность жить в городе так, как нам хотелось бы жить, и реализуется эта возможность пока только в сентябре. «Архитектура движения» — встреча с городом, который мы создаем для себя сами.

источник
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе