Назад в будущее с Булгаковым

«Иван Васильевич» возвращается» в Музей Булгакова в Коломенском.
«“Иван Васильевич” возвращается» – новая выставка музея Булгакова в Коломенском завершает булгаковский год, в течение которого в Москве проходили различные проекты, концерты и фестивали, посвященные 125-летию писателя. 

«Сила культуры» рассказывает о том, как создателям выставки удалось совершить путешествие во времени. 



Иван Грозный возвращается в Коломенское 

 «Фильм “Иван Васильевич меняет профессию” в России знают все, – рассказывает директор музея Булгакова Петр Мансилья-Круз, – но мало кто помнит, что в основу фильма легла пьеса Булгакова». Экспозиция строится вокруг двух пьес – «Блаженство» и написанный на ее основе «Иван Васильевич» – обе о путешествии во времени. Так и выставка – такое же путешествие – от знаменитого письма Булгакова Сталину и экземпляра первой страницы рукописи «Блаженства» до театральных постановок 60-х и культовой экранизации Гайдая. На выставке представлены экспонаты музея Булгакова, рукописи из архивов РГБ, а также уникальные материалы Мосфильма – фотографии кинопроб, съемок и даже – пленка с короткометражной версией знаменитого фильма Гайдая, которую каждый день будут показывать в одном из залов. Экспозиция рассказывает об истории постановок в СССР и за рубежом, публикациях и переводах, экранизации – о долгом пути булгаковского сюжета, 40-летнем путешествии во времени, совершить который сможет каждый гость выставки. 



Какой недостаток был у «Ивана Васильевича»? 

История создания сюжета, послужившего основой для одной из самых известных советских комедий, складывалась трагично. Обе пьесы были написаны в середине 30-х и ни разу не ставились и не публиковались вплоть до 60-х: история возвращения Ивана Грозного в Россию времен сталинского террора была запрещена советским правительством. После генеральной репетиции, состоявшейся в Театре Сатиры в присутствии партийных руководителей, цензоры сделали несколько замечаний, в том числе спросили Булгакова: «А нельзя ли, чтобы Иван Грозный сказал, что теперь лучше, чем тогда?» Вероятно, ответ был отрицательный – постановку закрыли. Несмотря на официальный запрет, сатирическая антиутопия Булгакова о путешествии во времени стала очень популярной в среде советской интеллигенции. Так, друг писателя литературовед Павел Попов вскоре после смерти Булгакова писал его вдове, что у пьесы «один “недостаток” – слишком остроумно. Публика будет мешать слушать. Засмеются на одну остроумную фразу, а за ней другая – еще более остроумная». Наконец, через четверть века после смерти Булгакова, в 1965 году пьеса «Иван Васильевич» была опубликована, а через два года состоялась постановка в Театре киноактера – после просмотра этого спектакля Леонид Гайдай загорелся идей экранизации малоизвестной пьесы. 



Из чего Гайдай собрал машину времени? 

Фильм Гайдая принес сюжету Булгакова настоящую славу. Этому значимому событию в истории пьесы отведено особое место на выставке в Коломенском. Один из залов полностью воссоздает советский интерьер начала 70-х. В этой комнате гости могут увидеть фотографии кинопроб на роль Ивана Грозного: Евгений Евстигнеев, Георгий Вицин, Владимир Этуш и многие другие – все в образе русского царя. Здесь же показывают короткометражную версию фильма – «Черные перчатки». В отдельном углу – история создания машины времени художником Вячеславом Почечуевым. Фотографии «изобретателя», его трудовая книжка, в которой указано, что Почечуев построил машину времени, и воспоминания его жены, рассказывающей, что делали аппарат «из каких-то штуковин, оставшихся после “Соляриса” Тарковского» и «причудливых стеклянных загогулин», которые выдул «дядя Вася из продувного цеха за две бутылки». 



Забытое «Блаженство» 

Однако, как заметил куратор выставки Петр Мансилья-Круз, важный этап истории пьесы был «незаслуженно забыт»: «Блаженство», на основе которого Булгаков написал «Ивана Васильевича», не получило такой известности, как последний. Создателям выставки было важно рассказать про это малоизвестное произведение. Именно поэтому выставка начинается и заканчивается историей «Блаженства»: первое, что видят гости – это рукопись пьесы, а последний зал посвящен истории ее постановки. Здесь выставлены фотографии первой постановки в московском театре «Сфера», афиши и воспоминания создателей спектакля. Выставка оказывается закольцованной, и путешествие во времени завершается там же, где и началось. 



Подробности о выставке:

Выставка «Иван Васильевич» возвращается» (6+) будет открыта до 16 июля 2017 года. Посетить ее можно каждый день, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00, по субботам – с 11:00 до 19:00 по адресу Музей-заповедник «Коломенское», дворец Алексея Михайловича (пр-т Андропова, д. 39, стр. 69). Цена билета – 200?, льготный – 70?.


Фото предоставлены пресс-службой 
Автор
Егор Прокопьев
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе