Концерт для ребаба и "Грезы" для балалайки

В Сочи завершился XVII Зимний фестиваль искусств Юрия Башмета.
Концерт для ребаба написал российский композитор Кузьма Бодров, а исполнил музыкант из Египта. 
Фото пресс-службы фестиваля


Семнадцатый культурный десант в городе-здравнице собрал под эгидой Зимнего фестиваля искусств Юрия Башмета артистов всех направлений – от современной музыки до классики, от этники до джаза, от драматического театра до театра балетного и, наконец, от почти детей из Юношеского оркестра до матерых инструменталистов MusicAeterna из петербургского Дома радио. Было кого посмотреть-послушать без скидки на нестоличную локацию и без оглядки на более выверенные, но менее всеядные стратегии других региональных российских фестивалей.


Возникло впечатление, что предыдущие 17 лет именно к такому избыточно-солидному представительству фестиваль, задуманный в виде гигантского холдинга искусств, и стремился. Но если в прежние годы очевидная «подкормка» курортной публики заезжими именитостями вызывала вопросы, то нынче вопросы отпали – аншлаги в Зимнем театре наблюдались вне зависимости от жанра представленных программ; информационные инфраструктуры разрослись до форматов трансляционных концертов и фестивального дневника на Центральном телевидении; контингент радио-, теле- и газетных обозревателей по нынешним временам казался просто необозримым, ну а публика, при всем ее неединообразии, воспиталась и стала внимательной необыкновенно.

За 12 фестивальных дней только на одной из четырех фестивальных площадок, в Зимнем театре, показали спектакль-долгожитель «Не покидай свою планету» и драматические премьеры Марины Брусникиной («Рождение человека»), Полины Агуреевой («Соборяне») и Виктора Крамера («Сокровенные люди»), «Гала Светланы Захаровой» с участием балетных прим и премьеров Большого театра, вдохновенно музицирующих руководителей крупнейших региональных фестивалей Теодора Курентзиса (Дягилевский фестиваль) и Вадима Репина (Транссибирский арт-фестиваль), звезд мировой оперной сцены Ильдара Абдразакова, Симону Кермес и Ольгу Перетятько. Параллельно выступлениям титулованных хедлайнеров шли запланированные мировые премьеры современных композиторов, раритетная программа «Барокко четырех континентов», концерт фольклористов из Бахрейна, дружеский джаз-вечер с участием музыкантов Игоря Бутмана и оркестрантов Юрия Башмета.

Обычно активное композиторское присутствие в программах этого года оказалось сверхинтенсивным. Постоянный фестивальный резидент Кузьма Бодров был замечен в нескольких разножанровых проектах: от мировых премьер – Концерта для ребаба с оркестром «Ночные видения Альгамбры» (солировал египтянин Хассан Моатац Эль Молла) и Концерта для фортепиано и хора a`capella Gloria (cолировала Екатерина Мечетина) до музыки к литературно-музыкальному представлению «Истории любви» и спектаклю «Сокровенные люди», которую он доделывал буквально на фестивале, создав в итоге рельефные прикладные номера, среди которых запомнилась редкого изящества квазимадригальная вещица.

Белорусско-немецкий композитор Валерий Воронов – еще один регулярный фестивальный участник, кроме мировой премьеры пьесы «Луна в зените» для китайского инструмента гучжэн и симфонического оркестра выступил автором музыки к спектаклю «Соборяне». Относительно недавний победитель фестивального «композиторского департамента» Денис Хоров на заключительном гала-концерте представил «Грезы» для балалайки, домры, баяна и симфонического оркестра, в которых удачно применил поставангардную технику минимализма к русскому народному инструментарию. Но самое радикальное впечатление произвела мировая премьера пьесы Олега Крохалева «Folded Linen» («Сложенный холст»), в которой симфонический оркестр, оперируя звучностями от трех пиано и тише, создает иллюзию «концентрированно звучащей тишины». За этот уникальный в своем роде аудиальный опыт пермско-московский композитор был вознагражден бурной овацией публики.

Предсказуемый урожай аплодисментов достался оркестру Теодора Курентзиса, в чьей программе ошеломительные тембральные пряности «Шехеразады» Римского-Корсакова продолжили щедрые стилистические аттракционы Пятой симфонии Прокофьева, после которой на бис зазвучали «Подмосковные вечера». В симфонической аранжировке Алексея Сюмака шлягер Соловьева-Седого обрел завораживающе-экзотическое вступление с эффектом «шевелимого воздуха», под которое вспоминались строки Лао Цзы в переводе Ольги Седаковой: «Я знаю, откуда приходит сияние и свечение». Заказ на эту работу Сюмак получил в связи с планом прошлогодних китайских гастролей оркестра MusicAeterna, у которого в репертуаре теперь наряду с хулиганскими опусами Марко Никодиевича и сакральными Алексея Ретинского появился важный хит из «Золотой советской коллекции».

Совсем не чужая в Сочи, где она руководит балетным направлением в образовательном центре «Сириус», прима-балерина Большого театра Светлана Захарова привезла на фестиваль гала-программу, два отделения которой строились на разумном чередовании классических и современных танцевальных номеров в исполнении четырех пар танцовщиков Большого театра и одного приглашенного артиста. В па-де-де из «Сильфиды» с эталонной искренностью неуловимую возлюбленную пытался заключить в объятия премьер Большого театра Дмитрий Смилевский, в па-де-де из «Пламени Парижа» сразил атлетизмом Алексей Путинцев, в адажио из «Драгоценностей. Бриллианты» блистала сама хозяйка вечера, закрепившая успех несколькими выходами, включая «Умирающего лебедя». Но самую бурную реакцию зала снискал «гуттаперчевый» танцор, хореограф, владелец собственной Школы танца Александр Могилев, выступивший с двумя авторскими мономиниатюрами – «Человек» (на музыку «Болеро» Равеля) и «Представь, Саша» (на музыку песни Джона Леннона Imagine).

Заключительный день фестиваля прошел празднично, но несколько сумбурно. Вадиму Репину в Скрипичном концерте Чайковского под Юношеский симфонический оркестр приходилось вынужденно тормозить темпы. Ольге Перетятько пришлось отменить третий номер – Каватину Лейлы из оперы Бизе «Искатели жемчуга»: с оперным аккомпанементом у юных оркестрантов возникли очевидные нестыковки. Зато сыгранная под занавес Увертюра к опере Моцарта «Свадьба Фигаро» фантастически непринужденно и легко завершила фестивальный марафон, через два дня после которого молодые музыканты, возраст которых колеблется между 12 и 20 годами, вернутся в Сочи уже фигурантами другого фестиваля – Юношеских оркестров мира, который под руководством Юрия Башмета пройдет в рамках Всемирного фестиваля молодежи. 


Сочи–Москва
Автор
Елена ЧЕРЕМНЫХ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе