Что имеем – не храним…

В стране продолжают гибнуть уникальные храмы.
Не все вопросы решены и в благополучном Брейтовском районе.


10 августа 2018 года в Карелии сгорел уникальный исторический и православный памятник – деревянная церковь Успения Богородицы в Кондопоге 1774 года постройки. Её возвели на берегу Онежского озера на мысу, впадающем в Чупа-губу, в память о погибших участниках Кижского восстания 1769-1771 годов. Пожар, ставший настоящей трагедией для культурного и исторического наследия России, вскрыл много вопросов отношения современного государства к своим истинным, а не новодельным святыням. Почему в первой машине, прибывшей к месту пожара, не было воды? Почему первые самые драгоценные минуты пожарные потратили не на борьбу с огнем, а на прорубку просеки, через которую можно было качать воду из Онежского озера? Почему не было на месте специальной современной пожарной техники, которую любят показывать на парадах и выставках – вертолеты, катера, специальная пожарная пена и пр.? Почему уникальный памятник не был оборудован системой автоматического пожаротушения? Все ли хорошо во взаимодействии музейных и церковных структур в вопросе обеспечения безопасности подобных мест (ведь кондопожская церковь не была необитаемой, ей совместным образом «управляли» филиал городского краеведческого музея с епархией)? Что вообще происходит в стране с системными мерами по охране памятников истории, культуры, православия? На эти вопросы, к сожалению, нет ответов.

По предварительной оценке сайта «Хранители Наследия» с 1985 года Россия потеряла в огне около полусотни деревянных храмов. Главные причины – поджоги, неосторожное обращение и игры с огнем, проблемы с электропроводкой и электрооборудованием, грозовые молнии. То есть, в подавляющем большинстве случаев речь о том, что должным образом не была обеспечена пожарная и сторожевая охрана, не было установлено необходимое оборудование. А после того, как огонь охватывал здания, пожарные из-за удаленности объектов и осложненного доступа к воде не успевали организовать работу по спасению объектов. В этом списке зафиксированы только сгоревшие в огне памятники, а сколько еще разрушающихся от времени, загубленных неумелыми реставраторами, пострадавших от разорения? К сожалению, не обошла стороной эта беда и храмы Брейтовского района Ярославской области, в судьбе которых есть и чудесные истории возрождения и спасения, и печальные истории утрат – от огня, от неумелости или неумности реставраторов, от нехватки времени и средств. И это при том, что в Брейтовском районе к храмам относятся трепетно, бережно, многие из них отреставрированы, в некоторых процесс реставрации идет полным ходом, есть и построенные заново. Приведем несколько самых ярких и поучительных примеров.

 

Село Брейтово. Деревянный храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Была построена в 2002 году на народные пожертвования. Для Брейтова, потерявшего при создании Рыбинского водохранилища в 1940-х годах все свои храмы, это стало важнейшим и глубоко символичным событием. Сгорела 29 октября 2005 года. Тушение пожара до боли напоминало недавнюю историю в Карелии. К церкви, которая горела открытым огнём, подъехали две автоцистерны, но пожарным не удалось быстро справиться с огнём: поблизости не было пожарного водоема, река Сить находится в 1200 метрах от храма. Философски рассуждающий по этому поводу благочинный Брейтовского округа протоиерей Анатолий Денисов вспоминает: «В храме всё было устроено: и службы шли, и иконостас был шикарнейший – всё с иголочки, всё блестело. Блестело, но не блистало. Сейчас, спустя уже много времени, можно, наверное, и так сказать: блестело позолотой, но не блистало духом». Но если посмотреть на проблему с другой стороны, то становится понятно: и тогда, в 2005 году, и сейчас вопросы пожарной безопасности деревянных построек (не только церковных) стоят очень остро: доступ к воде, обустройство пожарных водоемов, оснащенность пожарных служб, квалификация сотрудников, штатная заполненность подразделений. Подтверждение актуальности этих вопросов – несколько страшных пожаров, произошедших в 2018 году в Брейтовском районе, к сожалению, с человеческими жертвами.


Фото: Пожар в храме в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость».

 

Село Покровское на Сити. Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

Кирпичный храм, построенный в 1808 году, в свое время стал настоящим украшением страны сицкарей. Храм внушителен по размерам, богат отделкой. Над его возведением трудились высококвалифицированные каменщики, плотники, лепщики, художники, кузнецы. Его возведение было делом престижа местных торговцев, артельщиков, знатных судостроителей и известных на всю округу плотников. Был закрыт в 1930 году, в 1980-х в храме случился пожар. В настоящее время активно восстанавливается: сначала четверик и трапезную, в 2018 году дело дошло до величественной колокольни. После восстановления храм снова станет настоящим украшением Брейтовского края. К сожалению, по непонятным причинам в ходе восстановительных работ пострадали оригинальные росписи храма, и их уже не вернуть.


Фото: утраченная роспись храма в селе Покровское на Сити.

 

Село Байловское. Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм.

Кирпичная церковь построена в 1797 году вместо деревянной, сгоревшей в пожаре. В конце XIX века храм был заново расписан. Кандидат искусствоведения Светлана Гнутова отмечала, что художники – монументалисты, расписывавшие храм Введения Пресвятой Богородицы в Байловском, были хорошо знакомы с образцами Владимирского собора. Об этом свидетельствуют и иконографический состав росписи, и сочетание разных художественных направлений в живописном решении интерьера храма. Окончание живописных работ во Владимирском соборе Киева – 1896 год, их выполняли художники Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Михаил Врубель и другие. Предполагается, что несколько лет спустя храм в Байловском был расписан художниками с академическим образованием, ориентированным на самые современные образцы живописи, которые были явно знакомы с работой художников Владимирского собора в Киеве. После закрытия в 1939 году храм так и не восстановлен. Продолжают уничтожаться временем и климатом редкие в сюжетном отношении фрески: «Причащение св. Марии Египетской старцем Зосимой», «Христос и ученики», «Собор Святителей Вселенской церкви» и другие.


Фото: утрачиваемые с каждым годом росписи храма в селе Байловское.


К сожалению, в Брейтовском районе навсегда утеряны уникальные церковные строения села Горелово (храм Николая Чудотворца, 1911, построен по проекту ярославского инженера, затем – губернского архитектора Григория Саренко), села Прозорово (храм Рождества Христова, 1798, построен на средства графа Алексея Мусина-Пушкина). При создании Рыбинского водохранилища были разрушены два брейтовских храма (Во имя Иоанна Предтечи, 1767 и Во имя Рождества Богородицы, 1898). Та же участь постигла церковь Казанской иконы Божией матери и святых Бориса и Глеба 1798 года в усадьбе Борисоглеб, деревянную и каменную церковь Успения Пресвятой Богородицы в Черкасове, Храм во имя Богоявления Господня в селе Яна, храмы в селах Леонтьевское и Ветрино. В конце XX века была утрачена деревянная церковь Благовещения (1788 год) в селе Горинское.


Фото: деревянная церковь села Горинское.


После пожара в Карелии всем вместе – Русской Православной Церкви, государству в лице структур, отвечающих за сохранение исторических памятников, меценатам, готовым вкладывать средства в восстановление святынь – следовало бы еще раз задуматься о том, что происходит в этом одновременно сложном и важном вопросе. Сделать соответствующие выводы и принять меры. Ведь всё, что сгорело, что разрушено или соскоблено со стен, было оригинальным и настоящим. А то, что будет поставлено или перестроено взамен, написано на отреставрированных стенах – никогда не будет таким же настоящим, хоть и очень красивым.

При подготовке использованы материалы сайта «Хранители Наследия», сайта «Форум Ярославского историко-родословного общества», сайта «Православие.ru». Титульное фото: церковь Успения Богородицы в Кондопоге, авторы Сергей и Мария Поповы, 2009 год.

Автор
Андрей Тутариков
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе