Бороться, искать, найти — и перепрятать

Ярославские кладоискатели истово изучают историю и покупают металлоискатели 

Это раньше для поиска клада нужно было июньской ночью двигать в лес и с риском бытового травматизма и физического ущерба от диких зверей и любознательных соседей по деревне, искать в траве цветок папоротника. А отыскав эту ботаническую небывальщину, топать по окрестностям в надежде, что цветок засияет немыслимым цветом при приближении к чужому добру, зарытому невесть когда. Или, как у Гоголя, – продавать душу нечистому. Или вот Шлиман, дилетант, начитался древнегреческих первоисточников – и отрыл таки Трою. 


Самое мужское занятие 

Теперь все на порядок проще – достаточно купить металлоискатель. Прочел инструкцию – и вперед, на поиски тайн истории. Словом, забава с металлоискателями и прочими атрибутами современных кладоискателей стала самым модным развлечением – все ищут. А вот как не только искать, но и найти? 

– У нас ментальность такая: есть добро – надо его спрятать обязательно, – рассказал Андрей, кладоискатель с многолетним стажем. – Люди и сейчас с трудом доверяют банкам. А в старину был только один способ уберечь добро и скопить: зарыть поглубже в тайном месте. Поэтому кубышки, схроны – очень частое дело. Только надо знать, как найти. 

Помогает развитию кладоискательства и богатая на катаклизмы российская история. Только поднакопили люди денег, обжились – а тут и на тебе, очередная напасть: война, нашествие татар, поляков, ополченцев, Наполеона, революция, гражданская, эпидемия и снова война. И человек, спрятавший часть личного или семейного достояния от чужих глаз, легко мог сгинуть в этой каше истории родного края: уйти в монастырь, на войну, уехать за границу, сесть в тюрьму. Умереть или остаться в живых – но не иметь возможности отрыть закопанное. А добро его и осталось дожидаться в родной земле. Его. Или вас, если вы умеете искать. 

– Я охотиться не люблю, – рассказал другой кладоискатель, Владимир, – рыбу ловить не умею. А искать клады – самое что ни на есть мужское занятие. Тут тебе и отдых, и азарт, и физическая нагрузка. На свежем воздухе, да с интересом! Надо много ходить, много копать, прежде чем найдешь хоть что-то. Иногда приходится ночевать в лесу – тоже приключение. Приходилось видеть и редких журавлей стерхов, и зайцев, и кабанов с лосями. Можно взять с собой сыновей, им еще и интереснее, чем мне. Они же и занимаются предварительной разработкой – сидят в библиотеках, читают историю России и историю Ярославского края. Словом, очень полезное занятие – клады искать! 

Учите историю! 

– Конечно, у нас, в Ярославской области, кладов гораздо меньше, чем в более южных регионах: Орловской, Воронежской, Курской областях, в Краснодарском крае или, например, в Московской области, – сожалеет Андрей. – Но и у нас есть вполне ценные находки. Надо только поискать как следует. 

А как следует? Зиму, пока копать нельзя, копатели проводят в библиотеках и архивах. Что надо искать в литературе? 

Карты. Но карту, рублей за 300-500, можно купить и в магазине, да еще и такую, которая привязана к GPS-навигации. На картах и в источниках надо искать границы городов и посадов, крупные и торговые села, сельца (места бывших дворянских усадеб), деревень и хуторов. Большое торговое село – значит, много относительно зажиточных людей. Усадьба – тоже было людям что прятать. Монастыри с монастырскими гостиницами, места бывших постоялых дворов, почтовых станций, ямщицких перегонов. Везде, где были странствующие и путешествующие, есть и потери, и припрятанные ценности. Интересны лавки и купеческие ряды. Почитайте – есть и статистические сборники полуторавековой давности. А в них описания уездов и районов, с поименным указанием дворянских усадеб и купцов, платящих налоги, и прочие общественно значимые вещи. Можно порыться в архивах, попросить помощи у музейных работников – в музеях тоже есть библиотеки. Любителям монет будут полезны нумизматические справочники. И вообще, литературы для кладоискателей полно: описания крестов, дензнаков, украшений, «домонгол», эпохи царей, «империя». 

Мать сыра земля, отдай, что спрятала 

Лучший сезон для поисков – весна, пока травка невысокая, потому как любое старое подворье зарастает полутораметровыми сорняками. Опоздали до буйного роста травы – берите мотокосу и рубите чапыжи по живому. 

Попав на место, надо осмотреться. Липовая аллея из старых деревьев, пруд и сад – явные признаки дворянской усадьбы. Надо искать место, где был дом или хозпостройки, или место, где жила челядь. Если есть фундамент дома, необходимо окопать и проверить по периметру как снаружи, так и изнутри. 

Постоялые дворы, купеческие дома и лабазы – все то же самое. Надо проходить тщательно места у церквей. 

– У сельской церкви всегда была движуха, – рассказывает Андрей, – то праздник, то, может, торжок, иногда в большом селе – ярмарка. И всегда нищие сидят. А там, где люди ходят, покупают, жертвуют, там они и теряют. То есть и нам есть что найти – крестик, монетку, брошку, другие «потеряшки». Часто попадается, правда, и «конина» – части упряжи, кибиток, подковы. Если место старинное, может повезти и попадутся «чешуйки» – серебряные монетки допетровских времен. Или «империя» – постпетровские деньги с двуглавыми орлами. Екатерининские, елизаветинские, времен Анны Иоанновны, Павла, трех Александров и двух Николаев. Кстати, в Ярославской области была найдена одна из самых редких монет России – «чешуйка» удельного княжества Угличского. Ищите и вы, может, вам улыбнется счастье. 

Есть богатые места, есть пустые. Забытые деревни, умершие вместе с социализмом, кладоискатели называют «дихлофосницами»: в почве полно старых жестяных банок из-под дихлофоса, прочих химикатов, косметических средств. Звенят они почище золотого клада. Настоящий поисковик всегда знает, чем звенит его металлоискатель: черное железо, медь или другой цветмет. Впустую поковырять землю приходится то и дело. Но фундаменты сгнивших деревенских домов надо проверять обязательно! Там может быть и «потеряшка», и «закладной» рубль, что клали на достаток под венец, и кубышка с монетками или ценными вещами, и даже прадедовская сабля, засунутая под нижний венец дома от греха подальше. И сохранность их часто очень неплохая. Но вообще находка боевого оружия – вещь редкая. Особенно редки старинные мечи – это было очень дорогое воинское снаряжение. Такими вещами не разбрасывались. А вот если нашелся огнестрел, надо срочно закопать его назад, в шутку или всерьез сообщают кладоискатели. Не то хлопот не оберешься. 

По некоторым данным, посреди самых обширных болот Ярославской области в неспокойные межвоенные и послевоенные времена обитали банды грабителей. И отыскать их схроны с оружием и ценностями хотели бы многие. Только очень трудно это – пешком, по топкой местности, в которой ориентироваться непросто. 

Вежливое отношение к аборигенам 

– Многое в поисках зависит от везучести или невезучести, – рассказал Андрей. – Бывает, и новички находят настоящие клады. Немаловажное значение имеет хорошее отношение местных жителей. Сумеешь разговорить аборигена – тебе расскажут и про урочища, и про усадьбы, и про старинные клады. Один начинающий так сумел поговорить с местным жителем, что он просто сам отвел его в лес и там показал место, где, по древней легенде, был клад. Мужик просто проверил местечко металлоискателем. И быстро нашел кубышку с древними женскими украшениями. Представляете, легенда передавалась в деревне с допетровских времен! Так что вежливое отношение к местным – лучшее оружие искателя! 

Бывает и наоборот: и место довольно изученное, и есть на нем что-то почти наверняка. А найти не удается. Мы как-то пытались поискать чего-нибудь на месте постоялых дворов. Но поиски пошли как-то наперекосяк. Сначала в лесу сломалась машина, спустило колесо. Потом, когда отошли от нее подальше, отказала 

GPS-навигация. Вышли на место поисков – и ничего толком найти не смогли. Место нас просто не пускало. Решили оставить райончик до лучших времен. Кое-как нашли местного тракториста, потом, изрядно поплутав по лесу, и машину. С огромным трудом вернулись на трассу. 

Как погибла великая джиперская мечта 

Обычно стараются найти клад с монетами или украшениями, дорогостоящую утварь. Есть гробокопатели. Но в таком мало кто сознается – неприлично это. Хотя следы ковыряния на старых кладбищах находят то и дело. 

Есть и те, кто ищет совсем не «катины пятаки» и «чешую». 

Есть принципиальные искатели черного металла, те собирают помаленьку и сдают в металлолом, когда накопится тонны две. 

Частенько на места бывших МТС с металлоискателем наведываются и раритетчики – любители старинных авто. За возможными запчастями. Один такой наковырял целое ведро дюймовых гаек и ключей, что очень помогло в восстановлении раритетного мотоцикла. 

Есть и чисто исторический интерес. Три или даже четыре года подряд один клуб любителей внедорожников искал легендарный паровоз тридцатых годов – по местному преданию, оставленный по окончании брежневской эпохи на одной из узкоколеек, посреди болота то ли в Угличском, то ли в Борисоглебском районе. Паровоз будоражил воображение, но не находился. Нашлись остатки узкоколейки, по которым искатели чудо-техники несколько раз проехали вдоль, поперек и окрест. После трех лет безуспешных поисков джиперы все-таки выяснили у местного населения, куда мог пропасть искомый паровоз. Местные нехотя признались: лет десять назад очень денег надо было, поэтому разрезали паровоз автогеном и вывезли зимой на снегоходе на пункт приема. Так погибла великая джиперская легенда. 

Находки народ когда прячет, когда перепродает. Государственным музеям тут редко что достается. Разве то, что вообще нельзя продать. Например, доспехи Ильи Муромца или легендарную библиотеку Ивана Грозного. Все остальное, не такое ценное, сдать антикварам можно. Самое интересненькое кладоискатели оставляют себе. На память. 

Любовь Родионова

Караван-Рос
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе