ПЕРЕЛЬМАН: математика и мама

История одного гения

Отшельник с длинными волосами и ногтями разрешил одну из крупнейших математических проблем века. Затем он скрылся от всегобщего внимания в доме матери и живёт там до сих пор. Так кто же этот загадочный гений - Григорий Перельман?

George M. Bergman / wikimedia.org

В 2000 году Математический институт Клэя (США, штат Массачусетс) пообещал премию в миллион долларов любому учёному, который сможет решить одну из семи так называемых задач тысячелетия. Однако в профессиональной среде практически никто не верил, что решение хотя бы одной проблемы, над частью которых учёные бьются столетиями, может быть найдено.

Как ни странно, это случилось всего два года спустя. Россиянин Григорий Перельман опубликовал первую из трёх статей по гипотезе Пуанкаре, сформулированной в 1904 году. Сам автор Анри Пуанкаре так и не смог её доказать.

Ранее Перельмана, родившегося в 1966 году, в математических кругах мало кто знал. И вот ему удалось сформулировать "доказательство тысячелетия", как называет математический подвиг Перельмана российско-американская писательница Маша Гессен в своей книге "Совершенная строгость".

В исследовании, посвящённом в равной степени математике и Перельману как эксцентричному представителю этой науки, она живописует современность как постидеологическую эпоху, в которую стремление доказать гипотезу Пуанкаре предстаёт ностальгическим воспоминанием о великих приключениях, а сфера науки — последним бастионом чистых желаний.

Геометрический объект без дыры

Гипотеза Пуанкаре — геометрическая проблема, волновавшая умы не одного поколения математиков: геометрический объект без сквозных отверстий и дыр всегда может быть преобразован в сферу, причём не только в случае двумерной плоскости в трёхмерном пространстве, но и в других системах координат.

На основании гипотезы Пуанкаре можно строить предположения о строении Вселенной. На проверку доказательства Перельмана эксперты потратили два года — чтобы после этого сам математик отказался принять премию в миллион долларов и присужденную ему в 2006 году медаль Филдса, своего рода Нобелевскую премию в области математики.

Профессиональное сообщество было потрясено. На мгновение этим „закрытым клубом“ даже заинтересовалась общественность — и всё благодаря российскому отшельнику с длинными волосами и ногтями. Но ни до, ни после своего свершения Перельман не соглашался принимать знаки внимания со стороны академического сообщества. Не принял он и приглашения в элитный американский университет и как бы залег на дно.

Маша Гессен пишет статьи для таких изданий, как британский журнал New Statesman, американские US News & World Report и Vanity Fair. Кроме того, она - автор нашумевшей биографии Путина „Человек без лица“. „Совершенная строгость“, английский оригинал которой вышел в 2009 году в США, в ещё большей мере повествует о человеке, не желающем никого подпускать по-настоящему близко. Гессен не беседовала с Перельманом; его биографию она составляет по рассказам людей, сталкивавшихся с ним на его жизненном пути. Ее вывод: „Математика — дело одинокое“.

Мать и сестра Перельмана — математики, поэтому "одинокое дело" было знакомо ему с ранних лет. Математические кружки и олимпиады превратили его в атлета умственного труда. Часто он сталкивался с дискриминацией в силу еврейского происхождения, но всегда находились люди, готовые его подержать и защитить. Как и другие математики, Перельман в силу избранной дисциплины избежал ловушек социализма: в Советском Союзе логика, пожалуй, была единственной сферой, свободной от противоречий.

Диффеоморфизмы и последовательное перемещение по шкале

В своей работе над книгой Гессен консультировалась с учёными. Несмотря на цитаты из работы Перельмана ("Прежде всего, поток Риччи, рассматриваемый в пространстве метрики Римана по модулю диффеоморфизмов и последовательного передвижения по шкале, не обладает нетривиальными периодическими орбитами"), "Совершенная строгость" — это не научная книга, а книга о науке и о том, какими под ее влиянием становятся люди.

У Гессен математика и математики вызывают изумление и восхищение. Тем не менее, она не удержалась от соблазна предложить диагноз: как ей кажется, гениальный математик Перельман, похоже, не способный ни сопереживать, ни очаровывать людей, страдает синдромом Аспергера. Он много раз резко обходился с коллегами, поскольку считал, что его работу недостаточно ценят. Он хочет заниматься исключительно математикой и теперь исполнил своё желание: он живёт у матери в Санкт-Петербурге и ведёт замкнутый образ жизни.

Согласно трактовке Гессен, бытовые условности Перельману даются мучительно. Его нежелание быть частью узкого международного круга математиков для нее объясняется просто: если считать математику единственным жизненным принципом, все, что низводит науку до уровня товара (как в случае с премией), становится неприемлемым. И если наивысшей ценностью признать формулы, то мир — это не более чем плоскость в пространстве, с которой можно мириться разве что как с геометрическим объектом.

АВТОР: ТОМАС АНДРЕ, SPIEGELONLINE