Наталья Крачковская: «Я грущу одна. Не надо, чтобы все мое видели другие, у них своей грусти хватает»

Исполняется 85 лет со дня рождения выдающейся характерной актрисы.
Актриса Наталья Крачковская у себя дома, 2013 г.
Фото: Анатолий ЖДАНОВ


Наталья Крачковская была одной из самых роскошных советских комедийных артисток. Да, она была «эпизодницей», - но даже появление ее в кадре на несколько секунд, как в «Покровских воротах» или «Место встречи изменить нельзя», очень украшало картины. И уж, конечно, трудно без нее представить фильмы Леонида Гайдая 70-х годов - начиная от «12 стульев» и блистательной роли мадам Грицацуевой, с которой она и вошла в кино по-настоящему.



МОГЛА СТАТЬ АРХЕОЛОГОМ И СЫГРАТЬ ЛЮБОВНЫЙ ИНТЕРЕС СТЕНЬКИ РАЗИНА

Мать Натальи Леонидовны, Мария Фонина, служила в московском Театре имени Пушкина. И в интервью Крачковская шутила, что ей, видимо, на роду было написано тоже пойти в артистки. Хотя в ранней юности она сомневалась: не меньше ее интересовали геология, археология и история. Кино чуть ее не потеряло: мать всячески отговаривала ее идти во ВГИК, полагая, что с ее комплекцией ей трудно будет играть романтических героинь.

Но она поступила в институт. И после этого тут же попала под машину. Долго восстанавливалась после этого ДТП (из-за него ухудшилось зрение, врачи сказали, что ей нельзя появляться под слепящим светом софитов и вообще ограничили физические нагрузки). Учиться так и не смогла. Но зато все-таки начала через какое-то время сниматься…

Конечно, никто сейчас не помнит картины «Повесть об агрономе» и «В степной тиши», где она сыграла первые роли. И в целом, поначалу ей не везло - играть-то она играла, только ее имя, как правило, даже не указывали в титрах, слишком скромными были эпизоды. Все поменялось после «12 стульев»: Гайдай хотел найти на роль вдовы Грицацуевой артистку, «похожую на жену звукорежиссера Крачковского». И в какой-то момент, осознав, что у той уже есть актерский опыт, решил ее попробовать. Все прошло великолепно. (На самом деле Гайдай был с нею знаком еще со времен съемок «Кавказской пленницы», где работал ее супруг, но режиссеру не приходила в голову мысль использовать ее внешность в своих фильмах). Между прочим, Крачковская обошла Нонну Мордюкову и Галину Волчек, тоже пробовавшихся на роль!


Роль мадам Грицацуевой, "12 стульев" Леонида Гайдая.
Фото: kino-teatr.ru


В интервью она со смехом рассказывала, с каким трудом далась ей Грицацуева. Гайдай сообщил ей, что она будет сама исполнять все трюки - дублершу для женщины с ее габаритами найти было нереально. В результате сначала она пять дней бегала по высоченной лестнице, выстроенной в павильоне, потом ее начали спускать с верхотуры на огромных часах, а потом началось самое страшное. «Мне сказали: «Ну отлично, следующее у вас - транспортер. Вот видите ленту? Ложитесь, болтайте ногами. В середине транспортера - мостик, на вас его аккуратно, на леске, опустят, и дальше вы поедете с ним. Ну обыкновенный такой мостик, два квадратных метра». Тут я уже сказала: «Дорогие мои, я не цирковая актриса, а драматическая!» Но все-таки решила мостик осмотреть - оказалось, он сделан из пенопласта. Ну хорошо. Я ложусь на транспортер, еду за Гомиашвили, кричу: «Суслик!» Лента подъезжает к мостику, его опускают мне на ноги - и я издаю рев, как паровозный гудок. Я не верила, что такой рев может издать человек и тем более женщина. Этот мостик внутри был сбит огромной чугунной рейкой!»

Так же, со смехом, Наталья Леонидова вспоминала о съемках знаменитого «И тебя вылечат, и меня вылечат» из «Ивана Васильевича». Гайдай всерьез собирался побрить ей для этой сцены голову. Но Крачковская возопила: «Да я вас тогда всех сама побрею!» Так что обошлись париком с короткой мальчишеской стрижкой.


Наталья Крачковская в комедии "Иван Васильевич меняет профессию".
Фото: kino-teatr.ru


Другой вопрос - что она, подобно многим комедийным актерам, в какой-то момент начала думать о более серьезных ролях. Но на худсоветах и слышать об этом не хотели. И еще одна проблема: многие режиссеры говорили «Она же гайдаевская, вот пусть у него и снимается»… И все-таки за свою жизнь она исполнила более 90 ролей. Играла, в частности, у Василия Шукшина в «Калине красной» - он ее очень ценил. И даже собирался снимать в роли любовного интереса Стеньки Разина в фильме «Я пришел дать вам волю». Но сначала этот фильм закрыл худсовет, а потом Шукшин умер…


Наталья Крачковская на улицах Москвы, 1983 г.
Фото: GLOBAL LOOK PRESS



«ТАКОГО, КАК МОЙ ВОЛОДЯ, НЕ БУДЕТ, А ДРУГОГО МНЕ НЕ НАДО»

Она была человеком на редкость легким, светлым и жизнерадостным, но это не значит, что в ее жизни не было трагедий. Себя она называла «ребенком войны». До старости вспоминала, как в 1945-м принесли похоронку на отца. Как страшно кричала мать, оставшаяся в 28 лет вдовой с двумя детьми на руках…

Вспоминала и мужа, Владимира Крачковского - брак с ним был очень счастливым, несмотря на разницу в возрасте почти в двадцать лет. Брак этот длился четверть века, а потом Владимир Васильевич умер, и это было большое горе. Она пережила супруга почти на три десятилетия. И замуж больше не вышла. Категорически заявляла: «Такого, как мой Володя, не будет, а другого мне не надо. С ним я почувствовала такую теплоту и заботу, какие никогда не ощущала. Это нужно каждой женщине, и мне, несмотря на всю мою силу и стойкий характер».


Актриса в своей квартире.
Фото: GLOBAL LOOK PRESS


Наконец, она страдала от диабета и других проблем со здоровьем. Пышная комплекция, которая делала ее такой очаровательной на экране, вообще с ЗОЖем вряд ли совместима. (Она рассказывала, что на съемках «Ивана Васильевича» заболела воспалением легких и похудела на 10 килограммов, но Гайдай ей лично прописал диету - «манную кашу со взбитыми сливками, булочки с маслом, отварные макароны с сыром», - чтобы вес вернулся: без него не было нужного комического эффекта. Ничего страшного: вес ее не смущал и, по ее словам, не заставлял чувствовать себя неповоротливой).

Если после смерти мужа она перенесла инфаркт, то в 2009 году - тяжелый инсульт. Врачи поставили ее на ноги, хотя ходить ей было очень трудно. В одном из последних интервью, каналу НТВ, она рассказывала, что практически не выходит на улицу. «Особенно зимой, постольку-поскольку хожу плохо, не дай бог, выйти и упасть. Я могу покалечиться. Понимаете, если вы упадете, будет одно, если я упаду, это совсем другое. А если очень хочется пойти далеко, я себе купила кресло и говорю: «Ну-ка, привези меня», - и прекрасно себя чувствую». Соответственно, ей было крайне трудно играть в театре и сниматься в кино… Но в том же интервью она добавляла: «Я грущу одна. Мне не надо, чтобы все мое видели другие, не надо, потому что у них своей грусти хватает».


Март 2016 года. Во время похорон актрисы Натальи Крачковской на Троекуровском кладбище.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН


А «Комсомолке» она десять лет назад рассказывала: «Мой рецепт жизнелюбия? Встали утром, подошли к зеркалу: «Господи, какая же я хорошая, славная!» А на улице, скажем, дождь. «В дожде тоже есть своя прелесть!» Только положительное надо во всем искать и находить. И если так начинать каждое утро, честное слово, жить будет легче!»

Автор
Николай ГЕРАСИМОВ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе