Мадонна как зеркало русской поп-революции

Любовь россиян к Луизе Веронике Чикконе пережила смутные 1980-е, лихие 1990-е и апатичные нулевые.

Фото: REUTERS/Andrew Kelly

Иногда кажется, что прирожденная Луиза Вероника Чикконе, шоу которой москвичи увидят 7-го, а петербуржцы — 9 августа, все-таки русская: по делам, поступкам, да что там — манере поведения. Отчебучить что-нибудь такое, от чего все прогрессивное человечество вначале вздрогнет, а потом будет не раз с удовольствием вспоминать, как хрущевский ботинок, — вполне в ее правилах.

Советская молодежь узнала о Мадонне чуть позже своих зарубежных сверстников. Ее дебютный одноименный альбом 1983 года прошел незамеченным. Зато следующий, Like a Virgin, достигший магнитофонов одной шестой части света года два спустя после выхода, пробудил некоторый интерес. Во-первых, благодаря вызывающему псевдониму, во-вторых, благодаря названиям песен.

Что касается музыки, то она во времена только-только отошедших итальянцев и стремительно наступающего евро-диско казалась россиянам абсолютно чуждой: под главные хиты — Like a Virgin, Material Girl и Dress You Up — практически невозможно было танцевать. Зато они предоставляли широкий простор для диск-жокейской фантазии, и когда усилиями немецкого тинейджерского журнала Bravo до CCCР долетели первые фото певицы, любить Мадонну стало модно.

Безбашенный уличный стиль в условиях тотального советского дефицита подхватили миллионы русских девушек. В почете были майки, колготки–сеточки, обильная бижутерия, и, конечно, леггинсы, только появлявшиеся в стране зарождающейся кооперации. Скопировав штурмовой макияж, практически любая «маленькая Вера» могла почувствовать себя в одной обойме с главной сексуальной революционеркой, пусть и находящейся на другой части планеты.

Правда, фишку Мадонны, серьгу-крест, почти не использовали: нравственность тогда еще не сводилась к дутой судебной показухе и такой жест выглядел действительно непристойным.

Приблизительно к тому же времени относится сюжет в программе «Взгляд». Расшалившиеся ведущие притащили в студию потрепанного вида женщину, которая якобы являлась настоящей матерью Мадонны. В прямом эфире та рассказала, как «оставила ненадолго коляску с Лизкой у входа на московский стадион «Динамо», откуда ее и умыкнули иностранные туристы». В это же время бойкий молодой корреспондент ТАСС Дмитрий Дибров выстрелил заметкой «Мадонна с панели», и хотя сама заметка благополучно забыта, о тоне публикации легко судить по заголовку.

Эфир был первоапрельским, но кому это важно? Тем более что детство Луизы Чикконе, рано потерявшей мать, было и вправду нелегким. Да и путь к успеху, включающий приезд в Нью-Йорк из родного Мичигана с $35 в кармане, съемку в легком порно, непременную работу официанткой, могли бы повторить сотни золушек страны Советов, будь в советское время официально разрешены доллары и порно.

Вторым после имиджа и биографии фактором, определившим успех Мадонны в перестроечном СССР, было видео. Почти любой обладатель подборки видеоклипов имел в коллекции роскошные Papa Don’t Preach, True Blue и, конечно же, La La Isla Bonita.

Возможно, появись в то время серьезные музыкальные FM-станции, песни с альбомов True Blue (1986) Who’s That Girl (1987), Like A Prayer’s (1989), I’m Breathless (1990) имели бы больший успех, а вкупе с отменными картинками, глядишь, и вовсе бы изменили картину отечественной поп-музыки. Но одного «Маяка» с «Полевой почтой юности» тут явно было недостаточно. Мало-мальски прислушиваться (но не «пританцовываться») к Мадонне стали после альбома Erotica (1992).

Кроме того, именно с Erotica Мадонна стала активно педалировать тему секса, к которой раскрепощенные Горбачевым россияне конца 1980-х имели особый интерес. Модные разговоры об однополой любви сменяли байки о многочисленных любовниках и жестокости мужей поп-дивы. Утверждалось, что Шон Пенн, первый супруг Мадонны, ее нещадно поколачивал, что, конечно же, не могло не вызывать сочувствия у российских женщин, знакомых с этой проблемой не понаслышке.

С тех пор немало воды утекло, изменилась Мадонна, изменилась Россия. Но русских фанатов в Мадоннином полку не убыло. И им интересно всё, что так или иначе приближает заокеанскую диву к российским просторам.

В предыдущий приезд Мадонны целый перформанс (видимо, в качестве невольного пре-пати к истории с Pussy Riot) организовал Союз православных хоругвеносцев — его деятели призывали граждан не покупать билеты на концерт, а решившихся «стать частью шабаша» окропляли святой водой.

На этот раз к Мадонне, собиравшейся сказать слово в защиту геев и лесбиянок (ну и понятно, Pussy Riot), претензии высказал петербургский депутат-единоросс Милонов. Коммунисты из города на Неве и вовсе предложили «заменить шоу товарища Мадонны сольным концертом товарища Милонова», который специализируется на исполнении песен патриотической тематики.

Помимо этого ходили решительные слухи о том, что предварять выступление звезды будет экс-солистка группы t.A.T.u Лена Катина, чей сингл-ремикс Never Forget обошел Мадонну в хит-параде, но не срослось. Правда или вымысел пресс-службы Катиной? Неважно, просто Мадонна снова едет в Россию, и скучать явно не придется.

В ее правилах притягивать к себе не только лучших композиторов, аранжировщиков, хореографов и сценографов, но и людей, так скажем, не совсем обычных. Так что если Мадонна предложит депутату Милонову «разогреть» ее шоу или исполнить пару песен вместе, то российская поп-музыка имеет все шансы предстать пусть и не в качественном, то уж, безусловно, в нетипичном ракурсе. Как всегда было, есть и будет в случае с Мадонной.

Алексей Певчев

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе