«Иглотерапия» для программиста

Считается, что вышивание – занятие сугубо женское. Но с этим категорически не согласен ярославец Павел Петухов. Он настолько хорошо освоил технику некоторых видов этого рукоделия, что представительницам прекрасного пола даже мастер-классы даёт. К примеру, на состоявшейся в Ярославле выставке «С миру по нитке».

– Женское или мужское дело – вышивание? Вопрос спорный, – рассуждает Павел Юрьевич. – Есть техники чисто мужские. Например, вышивка золотом. И на Руси, и в Средней Азии им вышивали исключительно мужчины, так как золотая нить тяжёлая. Они протягивали нить, а женщины лишь её в прикреп пришивали. На Руси такую вышивку в основном заказывали монастыри. А в Азии была популярна вышивка на сёдлах, ножнах по коже, которую, чтобы проткнуть, тоже мужская сила требуется.

Как и когда появилось у Павла Юрьевича желание взять иголку в руки? Точной даты он не помнит. Бабушка его шила и вышивала, вела в школе уроки труда. Но внука к своему ремеслу не привлекала. А вот горный туризм, серьёзный и экстремальный порой, которым Павел увлекался в школьные годы, стал своеобразным мостиком к занятию вышивкой.

– В горном туризме нужно хорошо уметь вязать узлы, – поясняет вышивальщик. – От узлов где-то в классе восьмом произошёл плавный переход к макраме. Очень мне эта техника понравилась. А к ней подходят схемы для вышивки крестом. Решил попробовать.

Самые первые свои вышивки Павел никому не показывал. Учился вышивать сам по старым книгам и журналам.

В семье Павла Петухова есть две несостоявшиеся вышивальщицы. Это его жена Ирина Владимировна. С ней они вместе учились в университете имени Демидова на факультете информационной и вычислительной техники. И дочь Дарья. Рукодельницы Петуховы вышили по две работы и на этом остановились. Ирина Владимировна поглощена своей работой в службе информационной безопасности, хочется ей иногда взять в руки иголку, но времени нет. А дочка в свободное от учёбы время играет в школьном ансамбле на ударных инструментах! Так что чисто «женскому» увлечению верен остаётся только глава семьи.

– Вышивка крестиком называется счётной. Нужно считать крестики, чтобы создать правильный рисунок, и этому математический склад ума помогает, – объясняет Павел Юрьевич. – Наталья Мосягина из нашего клуба любителей вышивки «Параскева» тоже закончила сначала математиче­скую школу, потом Демидов­ский университет. Руководитель клуба Мария Анатольевна Перминова – тоже математик.

Наталья Николаевна Мосягина – многодетная мама, у неё четверо сыновей и годовалая дочка. Но женщина находит время для рукоделия, и старшие мальчики ей помогают. Панно, представленное ею на выставку, не оставит равнодушным никого. Дело в том, что это вышитый текст «Притча. Следы на песке». Текст этот в схеме для вышивания был на английском языке. Перевести его на русский мастерице помог один из сыновей. И теперь каждый из нас может прочитать эту замечательную притчу: «Однажды ночью человеку чудесный приснился сон. Увидел, как вместе с Богом по берегу моря шёл он...» Далее герой притчи замечает, что когда ему очень трудно, на песке можно заметить только одну цепочку следов и с обидой говорит Господу, что Он оставил его. «Когда пара следов была только одна и когда глаза твои были в слезах, ты был не один – я нёс тебя на руках!» – отвечает ему Господь.

– Павел Юрьевич занимается вышивкой более двадцати лет, – рассказывает координатор клуба «Параскева» Елена Борисовна Турбина. – Постоянно ищет что-то новое, а потом увлекает своими идеями, новыми видами вышивания наших женщин. Так, через Интернет он узнал о техниках темари и бискорню. Сам освоил их и тактично, деликатно предложил научить других. Теперь многие из членов клуба, например Вера Леонтьева и Аня Гридина, также увлеклись этими техниками.

Темари в переводе с япон­ского «ручной мяч». Это традиционная японская вышивка на мячиках, сшитых из обрывков кимоно. Этими мячиками играли девочки из состоятельных семей, они расшивались золотом и шёлком и передавались из поколения в поколение. Девушки, выходя замуж, брали темари с собой в память о родительском очаге. Сегодня темари вышивают и обычными нитками – мулине и хлопком – и дарят невестам с пожеланием счастья не только в Японии.

– Мне шарики или мячики сначала как идея понравились, а потом увлёкся. Так же, как бискорню. Это вышивка на сшитых формах – украшениях, иголочницах, подушках, «маячках» на сотовых или ножниц, чтобы не потерялись, – поясняет Павел Юрьевич. – В вышивании есть возможность что-то своё придумать. Так, к примеру, до меня бискорню никто не вышивал тамбурным швом.

А он попробовал, и получилось красиво.

В последние пять лет всё больше мужчин начинают заниматься вышиванием, и это здорово, к такому выводу пришла координатор клуба Турбина. Некоторые ярославцы вышивают целыми семьями. Нередко муж с женой покупают одинаковые наборы для вышивания, чтобы устроить соревнование, чья вышивка лучше. «Иглотерапия» – так называют вышивание в народе. И не случайно. Замечено, что во время рукоделия у гипертоников снижается давление. Душевное равновесие даёт человеку это занятие. И возможность прикоснуться к прекрасному.

Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе