Девять загадочных фактов из жизни Вознесенского

12 мая исполнилось бы 85 лет Андрею Вознесенскому.
При жизни поэт часто говорил: поэзию можно писать не только словом, но и делать делом. Так, например, поэзией можно считать дуэль Пушкина.
Андрея Вознесенского называли «голосом эпохи»
Фото: GLOBAL LOOK PRESS


В жизни Андрея Вознесенского было много странных совпадений, похожих на знаменитые «вознесенские» рифмы.


1. Поэт считал себя преданным учеником Бориса Пастернака. Четырнадцатилетним подростком, Вознесенский прислал Пастернаку тетрадочку со своими поэтическими опытами и поэт позвонил, и пригласил в гости. Так началась дружба. До конца жизни Вознесенский боготворил своего учителя. И умер – спустя пятьдесят лет и один день после Пастернака.


Вознесенский первым придумал подавать поэзию не только как текст, но вместе с образом поэта
Фото: GLOBAL LOOK PRESS


2. Андрея Вознесенского называли «голосом эпохи». Он первым придумал подавать поэзию не только как текст, но вместе с образом поэта. Потому он брал специальные уроки художественного чтения, чтобы подача была ярче и выразительнее. Тем парадоксальнее, что с уходом эпохи поэт потерял голос.

«Для миллионов я стал тишиной

материальной.

Я свою душу – единственный мой

голос теряю».


3. На стихи Вознесенского написано много песен. Самые известные из них – «Барабан» в исполнении Николая Гнатюка, конечно же – «Миллион алых роз», которую пела Пугачева. Но одной из первых песен была не особенно известная «Не исчезай» на музыку Микаэла Таривердиева. Это было одним из лучших и одним из самых странных его произведений. Песню исполнял дуэт Сергея Тараненко и Галины Бесединой, который создал сам Микаэл Таривердиев. Во время одного из исполнений «Не исчезай» Сергей Тараненко умер прямо на сцене, со словами Вознесенского на губах. «Но все равно, даже если исчезну сам, я исчезнуть тебе не дам, не исчезай», - теперь эти слова поет оставшаяся одна Галина Беседина в память и о Вознесенском, и о Таривердиеве, и о Сергее Тараненко.

Галина Беседина, Сергей Тараненко Не исчезай.Из фильма-концерта "Лирические песни Микаэла Таривердиева". 1977 г. Музыка - М. Таривердиев, слова - А. Вознесенский.


4. Андрей Вознесенский и Евгений Евтушенко слыли непримиримыми соперниками. С чего началась вражда – история мутная и никто в ней толком не разобрался. Но руки они друг другу не подавали, на одних мероприятиях старались не бывать, а в интервью поэты активно подкладывали друг другу шпильки. Вознесенский не раз говорил о том, что Евтушенко больше всего нравятся его собственные «похоронные» стихи, потому что они длинные. Примирились поэты незадолго до смерти Вознесенского на праздновании Масленицы у журналиста Льва Колодного. Впервые поэты пожали друг другу руки и заплакали. Как и предсказывал Вознесенский, Евтушенко выступил на его похоронах. Причем, выступление его было едва ли не самым искренним и трогательным. И «похоронные стихи» были на высоте: «Не стало поэта. И сразу не стало так многого».


5. Андрей Вознесенский оставил после себя не только стихи, но и архитектурные работы. Ведь по профессии поэт был архитектором и закончил Архитектурный институт. Одну из таких работ мы можем видеть на Тишинской площади. Это монумент «Дружба навеки». Скульптура выполнена Зурабом Церетели, но архитектурные расчеты для нее сделал Андрей Вознесенский.


Монумент "Дружба навеки", посвящённый русско-грузинской дружбе, установлен на Тишинской площади. Архитектор - Андрей Вознесенский, скульптор - Зураб Церетели 
Фото: Анатолий Морковкин/Фотохроника ТАСС


Также разработал поэт уникальное здание «Поэтарха» для выставки в Париже. Уникальное здание без колонн должно было парить в воздухе. Однако на завершение идеи не хватило денег. А еще одна придумка Вознесенского – огромные пасхальные яйца. В этом году они стали украшением Москвы, но мало кто помнит, что автором идеи был поэт. Еще в девяностых годах первое яйцо на подставке по идее Вознесенского было поставлено на улице Неждановой.


6. В молодости Вознесенский шутил: «Знаете, чего больше всего на свете хотел бы Евтушенко? Чтобы Вознесенский стал архитектором». Шутки шутками, но поэт сам признавался, что хотел бы стать если не архитектором, то художником. «Ведь в моей поэзии много изобразительного. Наверное, я мог что-то открыть в живописи». «Может быть, в следующей жизни», - спрашивали интервьюеры. Вознесенский качал головой: он не верит в то, что можно вернуться в то же время и суметь реализовать себя в другом направлении. Вы же помните строки: «Даже если с тобою вернемся мы обратно, согласно Гафизу, мы, конечно, с тобой разминемся…» Отдавая дань желанию поэта, композиция могилы Вознесенского на Новодевичьем решена в архитектурном ключе. На могилах архитекторов принято устанавливать куб. На могиле Вознесенского стоит шар.


7. Про Вознесенского говорили, что он скрытный человек. Но никто даже не представлял, насколько. Только после смерти поэта выяснилось, что у него есть дочь и внук.


Андрей Вознесенский на творческом вечере в зале имени Чайковского в 1978 году 
Фото: Владимир Савостьянов/Фотохроника ТАСС


8. Однажды журналист Урмас Отт спросил Вознесенкого: "Не слишком ли много вы делаете? Не обижайтесь, но мне кажется, вы распыляетесь". Вознесенский ответил, что был бы счастлив заниматься только поэзией. Странно, но его слова были услышаны. После того как врачи поставили поэту тяжелый диагноз, а потом он потерял голос, Вознесенский не мог делать ничего, кроме как писать стихи. Он и умер, шепча только что написанные строки. Но, что удивительно, в последние годы поэтом было написано немало первоклассных стихотворений.


Последняя встреча Вознесенского с дочерью


9. Автором надгробия на могиле Вознесенского является сам Вознесенский.

И это - ещё одно странное совпадение. Изначально памятник предназначался для матери поэта. У поэта есть строчки «Я отменил материнские похороны». Когда умерла мама Андрея Вознесенского, он не успевал на ее похороны. Но, приехав в последнюю минуту, успел не только проститься. Он увёз гроб с телом с Донского кладбища со словами «не дам сжигать». Два дня поэт обивал пороги высоких инстанций, добиваясь места для матери на Новодевичьем, рядом с отцом. Для неё он придумал надгробие: трехтонный шар серого гранита на наклонной плоскости. Его удерживает от падения небольшой крест. Смысл конструкции прост и понятен: от падения в бездну нас удерживает вера. Знал ли он, что создал памятник самому себе?

Автор
ЕВГЕНИЯ КОРОБКОВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе