Алла Сурикова: «В актере фокус, на актере свет, все остальное – суета сует»

Каждый, кому небезразлично хорошее кино, наверняка знаком с творчеством Аллы Ильиничны Суриковой.

Как-то у нас на работе был период, когда мы могли себе позволить, чтобы любимые фильмы шли, что называется, «фоном», тем более, что сюжет знаешь наизусть, можно просто слушать, занимаясь при этом рабочей рутиной. Как думаете, что мы ставили чаще всего? Правильно — «Ищите женщину»! Буквально все актерские работы в этом фильме уже давно стали классикой и мне сложно представить, что инспектора Грандена мог бы сыграть не Куравлев, а Джигарханян, а Максимэна не Ярмольник, а Фарада. Александр Абдулов был несказанно рад роли убийцы после многочисленных романтических героев, про образы Софико Чиаурели и Сергея Юрского я вообще молчу, просто обожаю! А ведь фильм, уже давно вошедший в золотой фонд советского/российского кинематографа, был встречен на худсовете более чем прохладно. В чем только не упрекали режиссера: мол, «не угадан жанр, не сложился актерский ансамбль, представляется неточной детективная завязка сюжета» и 
далее по списку. Но Сурикова всегда стояла на своем, и в результате мы получили потрясающую картину, так удачно в свое время скрашивавшую наши рабочие будни.


Вечер киноклуба под символичным названием «Ищите ЭТУ женщину», организованный замечательным Театральным салоном «Сцена 23», прошел с полным аншлагом, послушать про любимые фильмы собрались многочисленные поклонники не только режиссерского таланта Суриковой, но и ее замечательного дара рассказчицы. А еще, как оказалось, прекрасного кондитера. За конфетами, собственноручно сделанными Аллой Ильиничной, легендарными «Асуриками», в финале выстроилась очередь. Ура, мне досталось!

Но не конфетами едиными! Каждый фильм Аллы Суриковой оставляет после себя приятное послевкусие, начиная с самого первого и нежно мною любимого «Суета сует». С удивлением узнала, что фантастический дуэт Фрунзика Мкртчана и Галины Польских в нем мог бы не состояться, изначально на эти роли пробовались Гурченко и Басилашвили. Но, как говорится, все, что ни делается, к лучшему, иначе не имели бы мы такого харизматичного Борюсика. Уже тогда проявилась способность молодого режиссера настоять на своем. Несчетное количество раз ей потом пришлось доказывать, что ее видение картины единственно верное. Именно этому ее учили и Данелия, и Алов с Наумовым и, пройдя такую серьезную школу, она стала мастером с собственным почерком и безусловным даром комедиографа, который является в кино одним из самых редких и ценных. С любовью она вспоминает и еще одного великого мастера – Ролана Быкова, который, как никто, мог находить контакт с детьми, создавая шедевры детского кино. Пример его работы послужил рождению детского киножурнала, и вот уже 50 лет «Ералаш», идея которого возникла у Аллы Суриковой и блестяще была осуществлена Борисом Грачевским, радует детей и взрослых.

В фильмографии Аллы Ильиничны десятки талантливых картин, но работу с Андреем Мироновым она вспоминает с особой теплотой. Сначала в фильме «Будьте моим мужем», а затем и в легендарном «Человеке с бульвара Капуцинов». Сурикову и Миронова связывала настоящая дружба, и особенно щемящим стал ее рассказ о последних днях великого актера, о том, как ждали его в Юрмале на ужин, а он все не ехал: в это время он уже был в реанимации и спасти его не смогли.

На актеров Суриковой всегда, что называется, везло. В одном только «Человеке с бульвара Капуцинов» целая россыпь актерских имен, одно перечисление которых займет полстраницы. Алла Ильинична относится к актерам с большой любовью, и они отвечают ей взаимностью. Даже придумали ласковое и в то же время почетное прозвище «Алла Феллинична». Интересный факт, что в Италии оно породило целое журналистское расследование, уж не родственница ли советский режиссер великому Феллини?

Одни названия ее картин вызывают приятные воспоминания и улыбку, и я искренне завидую тем, кто их пока не видел, этих странных людей ждет большое открытие. Помимо уже упомянутых выше, один из моих любимых фильмов «Дети понедельника» с шедевральными Ириной Розановой, Игорем Скляром и Сергеем Никоненко, «Хочу в тюрьму» и чудесный Владимир Ильин, «Чокнутые», «Вы не оставите меня», «Искренне ваш», «Две стрелы», «Московские каникулы», сериал «Идеальная пара» и т.д. и т.п., перечислять можно еще долго, но среди сокровищ большого кино есть один маленький музыкальный шедевр, особенно любимый самой Аллой Ильиничной — один из первых видеоклипов, или даже скорее мини-фильм на песню «Леди Гамильтон» с великолепными Караченцовым и Кабо, просмотр которого и открыл вечер встречи с режиссером. Музыка в фильмах Аллы Суриковой всегда занимает особое место, она сотрудничает с самыми талантливыми композиторами, а еще пишет прекрасные стихи, которые нам повезло услышать в авторском исполнении. Ничуть не умаляя заслуги Геннадия Гладкова, создавшего целый ряд песенных шедевров для «Человека с бульвара Капуцинов», добавить знаковую фразу: «Синема, синема, синема, от тебя мы без ума!» придумала сама Алла Сурикова.

Алла Ильинична, как ответственный человек, все время следила за временем, боясь не успеть рассказать какие-либо важные подробности. Но, конечно же, многое не успела, ее жизнь настолько насыщенная, что уложиться в два часа оказалось решительно невозможно. Но основатель «Сцены 23» Вероника Вяткина, выражая надежду всех зрителей, уже попросила ее о продолжении. Занимаю очередь и жду рассказа о недосказанном, например о документальном сериале «Провинциальные музеи России», Кинофестивале Комедии, о книгах воспоминаний и новых проектах.

Автор
Наталья Романова специально для Musecube
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе