«ЗВУКИ — ЭТО ВОЗВЫШЕННЫЕ СЛОВА»[1]

«Hommage à…»[2] — так назывался вечер, собравший в Малом зале Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского в минувшее воскресенье ценителей камерно-инструментальной музыки.

Музыкальным приношением великим романтикам разных стран и эпох — Роберту Шуману (1810–1856), с именем которого связаны самые большие завоевания романтической музыки: способность тонкого проникновения в душу, желание увидеть то чудесное и необыкновенное, что скрыто от равнодушных обывателей, и нашему гениальному соотечественнику Сергею Рахманинову (1873–1943) — стали сочинения одного из ведущих современных композиторов-неоромантиков Игоря Райхельсона (род. в 1961-м).


Его Фортепианный квартет соль-диез минор вступил в своеобразный диалог с Фортепианным квартетом ми-бемоль мажор (ор. 47) для фортепиано, скрипки, альта и виолончели Шумана, написанным в 1842 году и посвящённым графу Матвею Виельгорскому, а Фортепианное трио № 1 ми мажор — с «Элегическим трио» № 1 соль минор девятнадцатилетнего Рахманинова, обращавшегося впоследствии к самым разнообразным музыкальным жанрам и оставившим практическом в каждом из них бесценные шедевры.

Картинки по запросу Вечер камерной музыки «Hommage à…» консерватория

Игорь Райхельсон, как и композиторы Шуман и Рахманинов, сочетавшие техническое совершенство игры на фортепиано с глубокой содержательностью и новаторством в области звука, фактуры, — блестящий пианист.

И лишь потом он пришёл к написанию собственных произведений, отличающихся мелодичностью, экспрессией, лиричностью, приверженностью к лучшим академическим традициям мировой классической музыки и — одновременно — новизной, навеянной горячим, острым ощущением дыхания сегодняшнего дня.

Похожее изображение

В одном из интервью Райхельсон сказал: «Я не очень верю в композиторское образование и всегда об это говорю. Самообразование важно, но научить кого-то писать стихи или музыку невозможно». И там же: «У меня музыка тональная, она до какой-то степени старомодная, она против авангарда, в ней всегда есть джазовый налёт. Моя музыка базируется на мелодиях и потому она для человеческого сердца ближе той музыки, которую сегодня пишет большая часть композиторов, которая базируется на математике, на умозрительных построениях — она не идёт от сердца».


…На сцене известные солисты: пианист Константин Лившиц, виолончелист Александр Бузлов, скрипачи Екатерина Асташова и Марк Бушков, альтист Андрей Усов.

И ещё одно негласное приношение состоялось в это вечер — благодарные аплодисменты. Композиторам и исполнителям.



[1] Это фраза из дневника Роберта Шумана выгравирована на серебряной монете номиналом 10 евро с портретом композитора, которая выпущена в Германии в честь его 200-летия.

[2] «Посвящение…».



Автор
Елена Константинова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе