«После поездки в Чернобыль Микаэлу пришла симфония»

Вдова композитора Вера Таривердиева — о творческом наследии мужа, ренессансе в органной музыке и нотах в свободном доступе.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко


Музыка Макаэла Таривердиева звучит более чем в сотне фильмов. Новый год невозможен без его мелодий из «Иронии судьбы». Но немногие знают, что композитор писал большие произведения для органа, а еще симфонии и оперы. Усилиями его супруги в Калининграде в 13-й раз проходит Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева. «Известия» отправились в самую западную точку России, встретились в Кафедральном соборе с Верой Таривердиевой и расспросили ее о том, как она сохраняет память о композиторе, кого приглашает в Россию, где найти органостроителей и чего она ждет от Большого театра.



«Хотелось показать размах органной культуры»

— Широкому кругу людей известна музыка Микаэла Таривердиева к кино. «Семнадцать мгновений весны», «Король-олень», «Судьба резидента», «Ирония судьбы, или С легким паром!». Но немногие знают, что Таривердиев — Бах наших дней. Когда придет время для его органной музыки?

— А время уже пришло. Его органная музыка звучит в больших концертных залах, 13-й конкурс подряд. Люди, которые с ней соприкасаются, берут ее в свой репертуар. А меломанам надо просто ходить туда, где она звучит.

К тому же известные произведения Таривердиева для кино были переложены для органа и также исполняются в концертах. И, кстати, это делали лауреаты наших конкурсов — Хироко Иноуэ и Жан-Пьер Стайверс. У них есть полноценная программа киномузыки Таривердиева — ее играют и за границей.


Фото: Пресс-служба Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева


— Когда говоришь «органист», представляешь опытного музыканта, такого как Гарри Гродберг, например. Но конкурс опровергает сложившееся впечатление, инструмент интересен молодежи. В чем причина ренессанса в органной музыке?

— Сейчас даже в музыкальных школах есть классы органа. Не во всех, но есть. Ребята начинают с малых лет осваивать этот инструмент. И необязательно это столичные учебные заведения. А в филармониях, концертных залах по стране много органов.

У нас на конкурс всегда приезжают музыканты с очень высоким уровнем мастерства. Всё зависит от программы конкурса. Она крайне сложная. Как говорится, с улицы не зайдешь и не сыграешь. Нужен серьезный исполнительский уровень.

— С какими вызовами нашего времени вам пришлось столкнуться при подготовке конкурса?

— Усложнилась логистика для иностранцев. На московском туре председатель жюри — итальянец Эудженио Мария Фаджани. А в Калининграде — представитель Франции Иоанн Вексо. И чтобы им добраться, надо было сделать крюк. Кто-то летел в Россию с пересадкой в Стамбуле, кто-то через Польшу и дальше на перекладных. Бюджет на трансфер стал в разы больше.

Традиционно у нас отборочные туры проходят в нескольких странах. В очном формате музыканты должны были приехать в Гамбург (Германия), Нью-Хейвен (США) и в Пекин (Китай). А прошли туры в онлайне. Потому что в Германии и в США была самая настоящая «отмена». Там отказались принимать наших конкурсантов и проводить конкурс вживую.


Фото: Пресс-служба Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева


— Как это сказалось на конкурсантах?

— В первых этапах у нас всегда было очень много участников из Европы и Америки. А в этом году участвуют одна американка из Канады и один француз. Остальные иностранные участники — из Южной Кореи, Китая, ЮАР.

Это не есть хорошо. Все-таки хотелось показать размах органной культуры, чтобы у нас на конкурсе ее представили разные школы.

— А не пострадал ли призовой фонд?

— Премиальный фонд, как и прежде, $13 тыс. Первая премия — $5 тыс., вторая — $3 тыс., третья — $2 тыс. и три диплома по тысяче. Я слежу за судьбой конкурсантов и после. Как правило, карьера их начинает идти в гору. Концертная жизнь активизируется. Лауреаты конкурса занимают ведущие позиции в мире органной музыки. Например, победительница второго конкурса Лада Лабзина — главный органист концертного зала «Зарядье». Ивета Апкална — главный органист Эльбфилармоник (в Гамбурге. — «Известия»). Батист-Флориан Марль-Уврар — органист собора Сент-Эсташ в Париже.


Главный органист и главный хранитель органа московского концертного зала «Зарядье» Лада Лабзина
Фото: РИА Новости/Илья Питалев


— В финале музыканты играют симфонию для органа «Чернобыль» Таривердиева. Как трагедия на атомной станции стала вдохновением для композитора?

— Я в то время работала в газете «Советская культура», и мы с коллегами решили организовать концерт в Чернобыле. Приглашали многих артистов, но откликнулись трое — народные артисты СССР Элина Быстрицкая, Николай Крючков и Микаэл Таривердиев. Делегация журналистов и артистов отправилась в Чернобыль. Это было на четвертый месяц после аварии на атомной станции, в сентябре 1986-го. А через полгода после поездки в Чернобыль Таривердиеву пришла симфония.

— Вам разве не говорили, что это опасно?

— Говорили. Но Микаэл Леонович считал своей обязанностью это сделать. Он хотел поддержать людей, оставшихся работать там на ликвидации аварии. Мы же даже подъезжали на машине к станции. А выступали артисты на сцене, на улице.

— На здоровье не отразилось?

— У Микаэла Леоновича начались проблемы с сердцем.



«Не хочу, чтобы одно предприятие извлекало коммерческую выгоду из музыки»

— Сейчас в мире происходит отмена русской культуры. А как же ваше общение с иностранными партнерами, коллегами?

— Изредка они выходят на связь. Там люди тоже имеют разное мнение. Кто-то негативно настроен к России, кто-то выражает слова поддержки.


Фото: Пресс-служба Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева


— Орган считают неким музыкальным архаизмом. Современные композиторы пишут для него?

— Пишут. Многие композиторы создают музыку для органа.

— Но всё же органная музыка больше связана с Западом. Инструменты, мастера, педагоги, композиторы — всё там.

— Потому что органные фабрики находятся на Западе. Это действительно западная традиция. И все лучшие органы в России сделаны иностранными компаниями. У нас нет органостроения. Но наличие такого явления, как Таривердиев, уже говорит о том, что существует и российская органная культура.

— А есть ли импортозамещение производства инструментов?

— Нет. Есть отдельные мастера. Но они строят маленькие органы, не концертные.

— А на концертные залы у них знаний не хватает?

— Нет, просто на создание такого инструмента, как орган, работает фабрика. Это большое производство. Трубы, металл, дерево, особая электроника.


Фото: Пресс-служба Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева


— Насколько Россия зависима от Запада в этом вопросе?

— Как и все в мире. Но у нас существует своя органная школа — в Москве, в Петербурге, в других городах. Нашу школу признают по миру. Российские музыканты побеждали на различных европейских конкурсах.

Осталось, чтобы у них было больше своего, отечественного репертуара. Чтобы композиторы больше писали для органа.

— Проблема репертуара известна и народному артисту СССР Юрию Башмету. Если для скрипки композиторы много сочиняют, то для альта — редко.

— Ну почему же не пишут? Пишут. У Микаэла Леоновича есть Концерт для альта, посвященный Башмету. Юрий Абрамович сыграл его два раза — и всё.

— Вы завещали квартиру Микаэла Таривердиева Музею музыки. Хотите, чтобы там был филиал. А как обстоят дела с творческим наследием композитора? Сколько стоит исполнение сочинений Микаэла Леоновича?

— Музыкант ничего не должен платить. Это концертный зал рассчитывается, когда в его стенах звучат произведения. Автоматически делаются перечисления. Брать деньги с артиста можно в том случае, если заключен договор с издательством, которое издает музыку композитора. Вот тогда оплату требует издательство. У нас такого договора нет. Как нет и издательства, издающего музыку Таривердиева.


Фото: Пресс-служба Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева


— То есть произведения Таривердиева не печатают на нотной бумаге?

— Нет. Потому что, чтобы заключить договор, издательству надо передать все права на музыку. А я не хочу, чтобы какое-то одно предприятие извлекало коммерческую выгоду из музыки.

— А как же распространять ноты?

— Я сама высылаю музыкантам ноты в электронном виде. И еще у нас на сайте можно найти произведения Таривердиева. И на портале «Нотный архив Бориса Тараканова» есть. Я не ставлю перед собой цель лишать заработка издателей. Просто нет таких издательств, которые предложили бы условия, подходящие для распространения музыки Микаэла Таривердиева. Может, когда-нибудь найдется. Для меня важно, чтобы ноты были в свободном доступе, а им это невыгодно.

— Значит, вы нежеланный клиент.

— Да. Хотя я об этом так не думала. Я не встречала сопротивления продвижению музыки Микаэла Леоновича, но невостребованность определенная существует. Мне бы хотелось, чтобы интерес к ней был больше. И это касается не только органной музыки. Оперы Таривердиева нигде не ставят.


Фото: Пресс-служба Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева


— При этом театры ссылаются на сложность в выборе репертуара. Сейчас есть проблемы с авторскими правами на западные произведения. И, казалось бы, самое время обратиться к своей музыке.

— Но пока на русскую музыку не обернулись. Давным-давно, еще в 1960-х, Борис Покровский со своими студентами ставил в учебном театре ГИТИСа оперу Таривердиева «Кто ты?» (в основу либретто легла повесть Василия Аксенова «Пора, мой друг, пора!» — «Известия»). А потом в Камерном театре он поставил «Графа Калиостро». Это опера-буфф по мотивам одноименной повести Алексея Толстого.

— На тот момент Борис Покровский был уже главным режиссером Большого театра. Почему он не ставил на его сцене Таривердиева?

— В Большом театре такой репертуар не приветствовался. Это опера не для столь масштабной сцены. А Камерной тогда еще в Большом не было. Мы предлагали нынешнему руководству ГАБТа обратить внимание на Таривердиева. Пока не востребован. В «Геликоне» поставили с выпускниками ГИТИСа «Женитьбу Фигаренко». Спектакль шел с успехом. Но только сезон.


Фото: Пресс-служба Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева


— Странная ситуация. Ведь ноты в открытом доступе — бери и ставь.

— Я постоянно об этом говорю. Не у всех региональных театров есть деньги на приобретение прав на постановки. А тут бери и ставь. И уверяю, на Таривердиева будут ходить. «Графа Калиостро» ставили в Омске. Я была на премьере. Был успех.

— Известный сейчас кинорежиссер Сергей Урсуляк к своему первому фильму заказал музыку у Таривердиева. Как композитор решился на сотрудничество с дебютантом в кино?

— Сергей Урсуляк позвонил Микаэлу Леоновичу, сказал, что хочет попросить написать музыку к его фильму. Таривердиев прочел сценарий «Русского регтайма». Идея фильма его заинтересовала. Он познакомился с Урсуляком, который ему тоже понравился. Поэтому он согласился написать музыку для его дебюта. Затем Урсуляк продолжил работу с Таривердиевым. «Летние люди», «Сочинение ко Дню Победы». Сергей стал одним из любимых режиссеров Микаэла Леоновича. Видимо, это было взаимно. Потому что даже в сериале «Исаев», который появился спустя 13 лет после ухода Микаэла Леоновича, звучит его музыка.

— Отличался процесс сочинения музыки под заказ от написания по вдохновению?

— Музыка приходила к нему сверху. Спускалось сразу целиком произведение, а не по частям. Он слышал музыку от начала до конца, садился и играл ее. В это время у него был включен магнитофон. А потом он записывал ноты на бумагу. Для себя Микаэл Леонович писал Концерт для альта и струнных, Концерт для скрипки и камерного оркестра, органные произведения. Эти сочинения не могут соревноваться по популярности с музыкой для кино. Музыка Таривердиева звучит в 132 фильмах! Конечно, процесс написания отличался. Прежде чем браться за музыку, композитор читал сценарий, погружался в материал, ставил себя на место героя, и у него рождались образы, вслед за которыми появлялись ноты.



«В нашей семье виноватой была я»

— Вы были свидетелем написания музыки?

— Постоянно. Но в какой-то момент Таривердиев мог уединиться, и тогда его нельзя было беспокоить.


Фото: Пресс-служба Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева


— Под рабочую руку не попадали?

— Нет. Конфликтов у нас не было. Таривердиев был человеком очень мудрым. Это выражалось в том, как он вел себя по жизни, в общении с людьми. Он предпочитал не конфликтовать, дабы после не выяснять отношения.

Я старалась всегда соответствовать его мудрости. Например, он говорил: «В семье должен быть виноват всегда один и тот же человек». Это такая шутка, но она всегда срабатывала. В нашей семье виноватой была я. Поэтому и конфликтов у нас не возникало.

— Вас не обижало, что с легкой руки супруга вас назначили виноватой?

— Меня ничто не обижало в Микаэле Леоновиче. Мы жили душа в душу. Да на него невозможно было обидеться! Он старше, мудрее, опытнее, абсолютный умница. Для меня Таривердиев был сногсшибательным авторитетом. Я ему доверилась и отдалась на сто процентов.


Вера Таривердиева - о своем знаменитом муже, с которым все жизнь была на «вы»

 — Микаэл Леонович жил одной музыкой?

— Нет. У него были разные увлечения. Например, фотография. Он занимался спортом. Увлекался женщинами.


Фото: Пресс-служба Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева


— А вы как на это смотрели?

— Когда мы встретились, он перестал увлекаться другими женщинами. Но всю жизнь это было его слабостью. Как говорится, это не мешало ему оставаться возвышенным человеком, для которого духовные ценности были абсолютным приоритетом. Он их не провозглашал, но так оно и было.

— А бытом он не занимался?

— Нет, никогда. В магазин не ходил, обед не готовил. Всё это было моими обязанностями. Ему нравилось, когда в дом приходили гости, устраивались застолья. Он очень любил, когда я готовила хаш. Это блюдо типа холодца, только горячее. Варится из телячьих ног.

— Чего бы вам хотелось для себя?

— У меня одна мечта: чтобы музыка Микаэла Таривердиева звучала как можно больше.


Фото: Пресс-служба Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева


— Может, найдется продвинутый молодой поклонник и сделает мем из сочинений Таривердиева, тем самым привлекая внимание к музыке композитора? Когда-то песня Эдуарда Хиля «Тро-ло-ло» завирусилась на просторах интернета, и исполнитель обрел новую волну популярности.

— Такие истории заказать невозможно. Они сами появляются. Ну, например, нашлись англичане, которые издали несколько дисков и виниловых пластинок с музыкой Таривердиева в Лондоне. Им удалось запустить музыку Микаэла Леоновича там. Уже вышло пять дисков. И это не финал.

— Супруга нет уже много лет. Но вы по-прежнему в нем растворены без остатка. Почему не вышли замуж снова?

— Это было бы замечательно, если бы я растворилась в Таривердиеве без остатка. Жить им — мой смысл жизни, моя главная радость. А замуж я не собираюсь. Но при этом я не затворница. Хожу в театры, на концерты.

— И не даете себе шанса влюбиться?

— А у меня нет потребности. Я влюблена навсегда в одного человека — Микаэла Таривердиева.


Автор
Зоя ИГУМНОВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе