Под знаком стрельцов: Гергиев и Мариинка привезли в Москву «Хованщину»

Пять часов смуты, сотня артистов на сцене Большого, вороной конь и пожар в скиту.
Фото: Большой театр/Дамир Юсупов

Мариинка показала на Исторической сцене Большого театра один из тех спектаклей, что составляют предмет его особенной гордости, — «Хованщину». ГАБТ не только предоставил свои подмостки, но и разделил их с коллегами из Санкт-Петербурга. Валерий Гергиев задействовал в опере две труппы, хор и мимический ансамбль Большого театра. Сам маэстро встал за дирижерский пульт. «Известия» посмотрели «Хованщину» и оценили последнюю оперу Модеста Мусоргского из репертуара Мариинки.



Возвращение традиций

«Обменные» гастроли Большого и Мариинского театров проходят впервые за два десятилетия. Начиная с февраля на сцене ГАБТ играются спектакли Мариинки, а питерские коллеги принимают у себя прославленную труппу из Москвы. После показов в Большом «Псковитянки», «Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Ночи перед Рождеством», «Царской невесты» Николая Римского-Корсакова, чье 180-летие отмечается 18 марта, генеральный директор двух театров Валерий Гергиев встал за пульт, чтобы продирижировать «Хованщиной» Мусоргского. Аншлаги с 13 по 17 марта в главном театре страны — как подтверждение: русская опера вызывает живой интерес зрителя.

История обменных гастролей двух главных театров страны ведёт начало с 1940 года. Бывали периоды более плотного сотрудничества, бывало, когда поездки из Санкт-Петербурга в Москву заморозились. А с начала 2000-х наступил застой.

Новый руководитель Большого театра пошел дальше. Кроме показа постановок двух мощных трупп на сценах друг друга, он еще и породнил эти коллективы, включив в состав исполнителей кроме исполнителей Мариинки и солистов оперной труппы ГАБТ. Обе труппы профессионально сильны. В подобных экспериментах они дополняют друг друга и обогащают звучание оперы Мусоргского.


Фото: Большой театр/Дамир Юсупов


В одном из составов партию князя Ивана Хованского исполнял приглашённый солист Большого театра, бас Дмитрий Ульянов. Также от труппы ГАБТ на сцену вышли Константин Артемьев (князь Андрей Хованский), Эльчин Азизов (Шакловитый), Илья Селиванов (князь Василий Голицын), Владислав Попов (Досифей), Ксения Дудникова (Марфа), Елена Зеленская (раскольница Сусанна), Анна Шаповалова (Эмма), Игорь Янулайтис (Подьячий).

Сценический раз: как Ирина Муравьёва дебютировала на сцене Большого театра
Народная артистка сыграла Бобылиху в опере «Снегурочка» и отметила юбилей
От оперной труппы Мариинского театра в «Хованщине» пели: Владимир Ванеев (князь Иван Хованский), Сергей Скороходов (князь Андрей Хованский), Евгений Акимов (Василий Голицын), Алексей Марков (Шакловитый), Станислав Трофимов (Досифей), Юлия Маточкина (Марфа), Алена Диянова (Сусанна), Андрей Зорин (Польячий), Жанна Домбровская (Эмма).



По стопам Шаляпина

Монументальный сюжет из истории стрелецкого бунта. В нем и приход к власти нового царя, и непримиримое противостояние раскольников-старообрядцев, и неразделенная любовь. Несмотря на выдающуюся литературность, опера не имеет книжного первоисточника. Мусоргский, уже зрелый композитор, самостоятельно написал либретто. Он почти дописал клавир, не хватало лишь небольшого куска в финальной сцене самосожжения раскольников. После смерти композитора оперу завершил и инструментовал Римский-Корсаков. И продолжительное время «Хованщина» шла в редакции Римского-Корсакова. Сам Шаляпин в 1911 году пел партию Досифея в Мариинке. Он же способствовал переносу спектакля с декорациями Константина Коровина на сцену Большого театра.


Фото: Большой театр/Дамир Юсупов


А в 1932 году Павел Ламм бережно воссоздал авторский клавир Мусоргского. В 1959-м Шостакович оркестровал партитуру. И с 1960 года Мариинка (тогда Театр оперы и балета имени Кирова) первой обратилась к редакции Дмитрия Дмитриевича. «Хованщина» была первой постановкой Валерия Гергиева в роли худрука Мариинского театра, в который он пришел в декабре 1988 года. Эту версию с декорациями Федора Федоровкого и представили в Москве.

Действие оперы разворачивается в Москве. На следующий день после кровавых стрелецких погромов дозорные хвалятся расправой над ненавистными боярами. В это время боярин Федор Шакловитый — ставленник царевны Софьи — диктует подьячему донос.

Он пишет молодому Петру I на главу Стрелецкого приказа, князя Ивана Хованского, задумавшего захватить власть и посадить на престол сына Андрея. Лютеранка из немецкой слободы Эмма пытается скрыться от преследующего ее, одержимого страстью Андрея Хованского. Раскольница Марфа, бывшая возлюбленная Андрея, останавливает насилие. Вернувшийся князь Иван Хованский вмешивается в происходящее и отдает девушку на растерзание стрельцам. Но Андрей готов скорее убить ее, чем допустить это. Расправу прекращает глава раскольников Досифей. Старообрядец дарит Эмме свое благословение и спасает от поругания: отец и сын Хованские отступают перед волей своего властного союзника.


Фото: Большой театр/Дамир Юсупов


К власти рвется и Царевна Софья. Ее фаворит князь Василий Голицын знает про план Хованского. Чтобы свергнуть Петра, он готов даже на встречу с соперником Хованским. Но Шакловитый сообщает заговорщикам, что Петр узнал о предательстве, «обозвал хованщиной и велел сыскать». Царь готов покарать зачинщиков. Раскольники скрываются от петровских войск в скиту. Досифей убеждает их, что смерть станет им очищением. Беглецы закрываются в старой церкви, и Марфа поджигает ее.



Животный интерес

Эпическую оперу оформил знаменитый сценограф Федор Федоровский. Свои декорации он сделал бережно, взяв за основу оформление спектакля Коровина, а затем Головина. Зрителю с первых сцен открывается панорамный вид на Москву. Только меняются точки просмотра. Это и Китай-город с его теремами и палатами, и Красная площадь с Лобным местом, храмом Василия Блаженного, Васильевским спуском, и вид на Кремлевскую стену с Москвы-реки. А художник по свету Владимир Лукасевич то наполняет декорации перспективой, уводя в тень знаковые места, то выводит их на первый план.

В наполненном деталями пространстве сцены, кажется, могут играть лишь главные герои. Но нет — по режиссерскому замыслу Леонида Баратова одновременно здесь логично располагается до сотни артистов. В четвертом действии при массовом вынесении приговора стрельцам на сцене поместились и женский хор, поющий за жен и матерей, и войско Петра, и даже духовой оркестр. Грандиозная массовая сцена завершается драматургически сильным ходом — помилованием царём раскольников.


Фото: Большой театр/Дамир Юсупов


Есть в спектакле и эффектное появление верхом на вороном коне Князя Хованского. Животные на главной сцене страны появляются в некоторых постановках. И неизменно устраивают «вау-эффект» для публики. А еще с каждой нотой зрители все внимательнее вслушивались в слова арий. Кто не понимал, следил за титрами на экране. Но смысл арии Шакловитого в исполнении Эльчина Азизова уловили, казалось, все. «Даруй ей избранника, той бы спас, вознёс злосчастную Русь, страдалицу!.. Ей, господи, вземляй грех мира, услыши мя: Не дай Руси погибнуть от лихих наемников!» После этих словах зал взорвался овацией.

Модест Мусоргский назвал «Хованщину» народной музыкальной драмой в пяти действиях. Чтобы идти на этот спектакль, надо быть подготовленным зрителем. Объёмное сочинение великого русского композитора завершается в полночь. Пять часов оперы выдержали не все. Те, кто пришел сделать селфи на фоне Царской ложи, покинули партер уже в первом антракте. Остальные восторженно кричали «Браво!» после финальных аккордов и впечатляющего пожара на сцене. Постановщики очень правдоподобно изобразили горящую церковь и ее обрушение.

Некоторые меломаны с настороженностью восприняли решение Валерия Гергиева дать возможность артистам Большого театра петь в постановке Мариинки. Другие же увидели в смешанных составах перспективу расширения творческих горизонтов артистов и столичной труппы и коллег из Санкт-Петербурга.

В этом зрители еще не раз убедятся — в планах у Гергиева еще не одни обменные гастроли.

Автор
Зоя ИГУМНОВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе