Наружа всех измерений. Часть 1

«Наша Версия» исследует истоки рок-н-ролла,

Как и обещали, начинаем разворачивать перед читателями панораму возникновения и становления блюза, рок-н-ролла, ритм-энд-блюза и некоторых других направлений современной рок и поп-музыки.


Как мы писали ранее, в 2024-м году будет широко отмечаться 70-летие с даты появления 5 июля 1954 года в небольшой «Sun Studio» (и последующей записи) неподражаемого Элвиса Пресли и подыгрывавших ему музыкантов! Этому знаковому событию, сопутствующим ему ранним годам становления рок-н-ролла и некоторым его колоритным героям, мы посвящаем ряд статей.

Начнём с того, что существует устойчивое и довольно широко распространённое заблуждение, связанное с временем возникновения рока. Его суть состоит в привязке к одному очень известному сочинению под названием (We Are Going) «Rock Around The Clock», которое можно перевести, как (Мы Собираемся Делать) «Круглосуточный Рок» одного яркого исполнителя, известно под именем Bill Hailey (Билл Хейли).

Трек Хейли увидел свет в 1955 году, разлетевшись по миру миллионами копий. Интересно, что Хейли изначально обрёл известность, как самобытный исполнитель стиля кантри, но его упомянутый выше хит очень помог популяризации рок-н-ролла. В дальнейшем Хейли не стал «нырять» в глубины рок-н-ролла. Его музыка стала довольно лёгкой, потеряв былую остроту.

По нашей версии, она имеет для нынешних исследователей лишь историческую ценность. Но «дорожку», тем не менее, Хейли протоптал. Билл был не слишком молод, когда сотворил свой вневременной шедевр. Но он стал первым, кого признали изобретателем стиля и особого звука, творчески переработанного из напевов многочисленных исполнителей афро-американского блюза, госпела и спиричуэла, которых не пускали на эфиры тогдашнего американского радио и телевидения из-за бытовавших в то время расовых предрассудков.


Музыканты, последовавшие по стопам Билла Хейли, вроде Элвиса Пресли, Эдди Кокрэна, Литтл Ричарда , Чака Берри и ряда других исполнителей, пополнивших славные ряды пионеров нового музыкального стиля, были уже ненамного старше своих юных поклонников и обладали подлинным чувством музыки!

Но, как понимают читатели, «корни», изобретённого ими стиля, как и шире современной рок и поп-музыки, конечно, стоит искать в глубинах времён. Они обрели своё бытие задолго до Билла Хейли, до записей чёрных американских ритм-энд-блюзовых исполнителей 1930-х и 1940-х годов, до хиллибилли и буги (разновидности ритм-энд-блюза с доминирующим звуком фортепиано, имитирующим гитары). А также до ритмической пульсации джазового свинга, создававшего впечатление присутствия у исполнителей большой внутренней энергии, находящейся в состоянии раскачивания (англ. «swing»), некоего неустойчивого равновесия, которое творчески перерабатывали белые кантри музыканты (в числе которых был и Хейли).

Дальнейшие изыскания приведут нас в середину и конец 19 века, когда творческие усилия европейских поселенцев и африканских рабов, оплодотворили очень плодородную (в том числе в интересующем нас музыкальном смысле) «почву» южных американских штатов. Мы уже писали об истоках блюза. Напомним, что его предтечей считаются песнопения с синкопированным ритмом и текстами, основанными на Ветхом Завете, так называемые спиручуэлс (от англ. «spiritiual» – «духовный»). Считается, что они также возникли на юге США. В их основу легли африканские и англо-кельтские песенные традиции. Они передают трагический настрой, характерный для глубокого одиночества, наполнены поэзией и особым настроем, свойственным причудливым извивам любви и непростым жизненным перепитиям.

Не могу не отметить, что подобные чувства характерны не только для музыки, но и для хорошей литературы. Где в качестве примера, можно прицитировать строчки из знаменитого романа «Триумфальная арка» Эрих-Мария-Ремарка: «…Только время. Это проклятое время. Оно умирает всегда. А мы живём. Мы живём вечно. Ты просыпаешься – и у тебя весна, засыпаешь осенью, а в промежутках у тебя тысячу раз зима и лето, и если любить друг друга по-настоящему, мы будем вечны и нетленны, как биение сердца, как ветер и дождь, а это немало. Мы выигрываем дни, а теряем годы, только что нам до того и какая в том печаль? Нынешний час – это и есть жизнь…».

Кроме спиричуэлс, я бы также вспомнил про особые «трудовые» песни, которые пели рабы во время работы на плантациях. Они, как и холлеры, строились по несложной схеме «вопрос-ответ». Обычно исполнялись запевалой, которому подпевал хор. К концу 1910-х – началу 1920-х годов афро-американские спиричуэлс и гимны (rocking and reeling), исполняемые темнокожими прихожанами церкви святого Роллера, встретились и нашли общий «язык» с самобытными народными балладами белых поселенцев. Так родились и зазвучали первые звуки нового направления в музыке, чьи обволакивающие краски ярко сияют и поныне в сладостной, тягучей, непередаваемо горькой истоме блюза, в свою очередь, давшего «путёвку в жизнь» рок-н-роллу.

Продолжение следует.

Автор
Алеша БЕСКОНВОЙНЫЙ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе