«Когда пою, мои нервы оголены»

Народная артистка России Тамара Гвердцители — об искренности в искусстве, силе характера и женской мудрости

Сегодня народная артистка России, «золотой голос мира» (по определению композитора Мишеля Леграна) Тамара Гвердцители даст сольный концерт на открытой площадке «Зеленого театра ВДНХ. Сцена на воде». В преддверии выступления певица рассказала «Известиям» о том, какой репертуар она подготовила для москвичей и как сложно нести высокое звание артиста.

— Вы выбрали благодатную пору для концерта на открытом воздухе. Да еще и выступать вы будете на сцене у воды…

— Да, я надеюсь, что на концерте мы создадим атмосферу этакой московской Венеции. И музыку подобрали душевную, светлую, всеми любимую. Песни будут соответствовать настроению. Главное, чтобы не было дождя.

— Помнится, как во время одного из ваших концертов на фестивале «Спасская башня» грянула гроза, а вы, отказавшись от зонтика, пели прямо под проливным дождем. Выглядело это очень кинематографично.

— Да, было такое. Этот случай навсегда останется в моей памяти, потому что это был подвиг настоящий артистки. Правда, больше к таким подвигам я не готова(смеется). После того выступления я сильно заболела: дождь был просто ледяной. Но это так, мелкие неприятности.

— В 2017 году вы выпустили студийный альбом Momele на идише. Не планируете ли что-нибудь записать на русском?

— Да, я планирую записать новые песни. Очень хочется выпустить их в акустическом варианте.

— А как вы относитесь к популярным нынче трибьютам? Нет желания перепеть старые песни на новый лад?

— Я не большая поклонница этого жанра, и у меня нет желания перепевать песни, исполнители которых еще живы. Пока они с нами — мы должны их холить и лелеять, должны беречь их шлягеры в первозданном виде.

— Вы довольны своей нынешней творческой формой?

— Мы, артисты, меряем всё сезонами. В прошлом сезоне у меня состоялся большой концерт в Кремле, прошла премьера монооперы Франсиса Пуленка «Человеческий голос» в «Геликон-опере» — это одна из сложнейших женских партий в мировой вокальной музыке. Мой график — абсолютно бешеный. Но если тебе хочется петь, откуда-то берутся силы, подключаются скрытые резервы, и ты непоколебимо идешь вперед. Поэтому свою форму я оцениваю как хорошую. Но, как любой музыкант, артист, я стараюсь достичь в своем деле гораздо больше, чем достигнуто мною на данный момент.

— В вашем отношении к профессии чувствуется сильный характер, которым восхищаются ваши друзья и коллеги по сцене.

— Конечно, характер определяет многое. Без сильного характера певица не может состояться, да и в жизни без него невозможно что-либо достичь. Помню, как я впервые вышла на большую сцену. Тогда я поняла, что нахожусь там, где даже не ожидала оказаться. Успех пришел ко мне неожиданно. Все, кто серьезно занимается музыкой, никогда не ставят себе в качестве главной цели внешний успех. Здравомыслящие музыканты стремятся к совершенствованию в своем искусстве. А когда ты достигаешь совершенства в своем деле, то успех и признание приходят сами собой.

— В одном интервью вы сказали, что сегодня, даже обладая способностями, невозможно пробиться на эстраду без денег. Что должно измениться в этом бизнесе, чтобы на смену дилетантам-однодневкам пришли настоящие таланты?  

— Думаю, это вопрос государственной стратегии в сфере развития культуры и искусства, потому что даже самая могучая кучка продюсеров не сможет решить эту проблему. Конечно, в течение длительного времени на сцене могут удержаться только большие артисты. Но мы-то с вами живем здесь и сейчас, а сегодня многое из того, что мы с вами слышим, вызывает массу возмущения. Я отнюдь не пессимист, но смотреть и слушать всё это грустно. Энтузиасты-одиночки с этим не справятся, а вот государство может задаться целью хотя бы повысить общий музыкальный уровень. Я обеими руками за то, чтобы появлялись новые имена. Однако имена именам рознь.

— За границей помощники крупных музыкальных продюсеров прочесывают бары, ночные клубы и пространства интернета в поисках талантов. Была установка на поиск талантов и в советское время. Почему же сейчас ее нет?

— Сейчас время другое и отношения тоже другие. Мне сложно рассуждать, потому что моя музыкальная судьба была связана с огромной страной. Тогда можно было в 20 лет получить премию Ленинского комсомола и стать состоявшимся артистом. В молодости у меня уже были большие звания и в Грузии, и в России. А самое главное — у меня была зрительская любовь. Она есть и по сей день на всем постсоветском пространстве. Любовь, проверенная временем, говорит об артистизме, о способностях артиста. А сегодня некоторые молодые звезды споют одну песню где-то на задворках и считают, что они уже на олимпе.

— В 1990-е в России началась эпоха продюсерства. Вы же всегда стояли на том, что «в профессиональном плане оскорбительно, когда у артистки есть спонсор».

— Когда мы вошли в эпоху 1990-х годов, мне вообще было довольно сложно понять, что происходит. Я обошла это стороной, тихонько, никого не трогая… Пусть никто на меня не обижается, но я думаю, что всё сделала правильно. Нам, людям, иногда свойственно считать, что к нам всё приходит намного позже, чем мы бы этого хотели. Мечты есть у каждого человека, но в музыке надо быть честной и рассчитывать только на свои силы. Я пошла своим путем и благодаря этому достигла, чего хотела. Я до сих пор много гастролирую и веду творческие поиски. Что-то получается у меня хорошо, что-то надо «довести до кипения». Но зато я могу сказать, что моя музыка — это честно и сильно.

— Грузинские женщины считаются мудрыми. Можете ли вы назвать мудрой себя?

— Грузинские женщины действительно мудрые. Мудрыми были и наши бабушки, и предки. Думаю, что мудрость поколений отразилась на моем мироощущении — что-то, наверное, мне передалось. Но вот так заявить о себе, что я мудрая, никогда не посмею. Мудрый человек никогда не скажет о себе, что он такой, он не поставит себя на такую высокую ступень.

— В своих соцсетях вы как-то написали: «Прилетела лечить душевные раны в Тбилиси». Родная земля дает вам силы?

— Это действительно так. Родная земля излучает свет. Когда припадешь к истокам — такая энергия идет! Ни с чем не сравнить. Порой мне кажется, что моя земля меня слышит, где бы я ни находилась.

— Как вам удается совмещать в себе царское спокойствие в жизни с неуемной энергией на сцене? Когда вы поете — в ваших глазах пляшут шальные огоньки.

— Наверное, это отчасти врожденное качество. Без «огоньков» в глазах нельзя выходить на сцену. Я очень открыта, когда пою, все мои нервы оголены. Выходя выступать, артист качественно меняется, показывает зрителям свое «нутро». Думаю, эта искренность людей и притягивает.

— А вы сами чувствуете, какое влияние оказываете на окружающих?

— Одно лишь знаю: я человек, который относится к людям по-доброму. Людей я люблю, люблю с ними общаться. Как правило, сразу понимаю тональность человека — всегда чувствую, кто передо мной. Это не только интуитивный, но и мой артистический опыт. Если от общения со мной человеку становится приятнее и светлее, я от этого счастлива. Вокруг нас и так много жестокого и негативного — чем больше света и приятных чувств ты подаришь окружающим, тем лучше. По этому принципу и живу.

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»

Тамара Гвердцители окончила Тбилисскую консерваторию по классу фортепиано и композиции. На третьем курсе стала солисткой эстрадно-симфонического оркестра Гостелерадио Грузии. Выступала в крупнейших залах СССР.

За свою творческую деятельность выпустила почти два десятка студийных альбомов. В 1991 году получила звание народной артистки Грузинской ССР, в 2004 году — народной артистки России.

Автор
Наталья Васильева
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе