Главная » Интервью » Тимофей Гольберг: «День рождения хора встретим на репетиции»

19 апреля 2024 Московский государственный академический камерный хор (Хор Минина) исполнит «Маленькую торжественную мессу» Джоаккино Россини в Атриуме Государственного музея А.С. Пушкина.

Художественный руководитель и главный дирижер Тимофей Гольберг — о предстоящем концерте, ближайших планах коллектива и предварительных итогах сезона.


— Тимофей Юрьевич, а ведь именно Хор Минина вернул в 1979 году шедевр Россини на отечественную концертную эстраду. До этого сочинение не исполнялось в России более ста лет. Само название — «Маленькая торжественная месса» — притягивает слушателей, не говоря уже о восхитительной музыке. В чём загадка этого произведения?

— С одной стороны это — месса, католическое богослужение, а с другой, — концертное, чуть ли не театральное сочинение. Вот такое смешение жанров: и месса, и опера. Арии (назову их так), которые композитор вплел в мессу, не совсем похожи на те, которые мы привыкли слышать в итальянской опере, но это же Россини: в музыке — ярчайший спектр красок, огромные возможности для исполнителей!

Несмотря на продолжительность сочинения (полтора часа без перерыва), «Маленькая торжественная месса» всегда тепло и, я бы даже сказал, остро воспринимается публикой.


Тимофей Гольберг. 
Фото – Николай Завьялов
 

— Вы в коллективе с 2016 года. Готовили «Маленькую торжественную мессу» для исполнения Владимиром Николаевичем Мининым, сами дирижировали этим произведением. Как менялось ваше восприятие этого сочинения?

— Метаморфозы, связанные с осознанием того или иного музыкального материала, происходят постепенно. Думаю, мое внимание стало перераспределяться от частного к общему.

Смею надеяться, что теперь за единицу времени мне удается увидеть картину целиком: как один номер продолжает другой, какой должен быть темп, каковы фразировка и принцип звукоизвлечения…

— Помните, как вы впервые исполняли эту мессу?

— Я дирижировал всеми 14-ю частями этого сочинения лишь раз — 21 ноября 2020-го года в Большом зале Московской консерватории. Это был наш первый выезд за пределы Усадьбы на Новой Басманной после паузы, вызванной пандемией.

В зале было человек 250. Они располагались на достаточно большом расстоянии друг от друга. Все в масках. Почему-то был приглушенный свет, и казалось, мы делаем что-то неразрешенное. Именно такое было ощущение. «Маленькая торжественная месса» как нельзя лучше подходила для той ситуации.

Затем мы много раз исполняли фрагменты этого произведения в Москве и регионах. 19 апреля исполним с хором это сочинение целиком во второй раз.

— Все солисты концерта 19 апреля — артисты Хора Минина. Был ли конкурс на сольные партии?

— Как такового конкурса не было. Есть те, кто, на мой взгляд, лучше других готовы солировать в этом сочинении. Впрочем, у нас есть и второй состав – те, кто на подстраховке. Более того, есть и третий состав. Владимир Николаевич Минин изначально видел хор как ансамбль солистов и именно так формировал коллектив. Благодаря этому мы можем позволить себе выбирать для каждого концерта лучших — с учетом особенностей и преимуществ конкретного солиста (солистки).

Есть еще один важный момент: музыка Россини желанна для вокалистов, многие учат сольные партии для себя, надеясь, что, когда придет время, исполнят их в концерте.

— Что вы скажете о площадке, где состоится концерт 19 апреля?

— Самые добрые слова. Нам здесь комфортно. В этом сезоне мы выступаем в Атриуме Государственного музея А.С. Пушкина уже в третий раз. Руководство музея внимательно и бережно относится к артистам. Всегда настроен рояль, есть концертные станки. Здесь особая публика. Словом, сюда хочется приезжать снова и снова.

— Расскажите о ближайших планах коллектива.

— За два дня до Пасхи, 3 мая исполняем русскую и болгарскую духовную музыку в Зале Зарядье: фрагменты «Литургии св. Иоанна Златоуста» и «Всенощного бдения» Сергея Рахманинова, «Верую» Александра Гречанинова, «Великое славословие» Апостола Николаева-Струмского, «Три духовных хора» Альфреда Шнитке, «Помышляю день страшный…» из Духовного концерта № 1 Николая Сидельникова.

На 14 и 16 мая у нас запланированы гастроли в Курган и Тюмень. Очень надеемся, что ситуацию с паводком удастся нормализовать. Репетируем Amao Omi Гии Канчели, «Три русские песни» Сергея Рахманинова и «Пушкинский венок» Свиридова. Эти сочинения нас попросила исполнить Курганская филармония. В Тюмени прозвучат фрагменты «Перезвонов» Валерия Гаврилина, «Пушкинского венка» Георгия Свиридова и народные песни.

Также нам предстоят два концерта в Петрозаводске. Обычно планируем концерты за полгода-год, порой даже за полтора-два года. А здесь к нам обратились с экстренной просьбой — исполнить Реквием Джузеппе Верди — за полтора месяца до концерта. Слава Богу, удалось «раздвинуть» кое-какие даты в графике и вписать в окно два выступления в Карелии.

Вокалистов, когда им предлагают исполнить сочинения на итальянском языке, особенно Реквием Верди, уговаривать не надо. Выступят с удовольствием! Программа второго концерта в Петрозаводске похожа на тюменскую: хиты Хора Минина.

В этом сезоне было много концертов в столице. Мы соскучились по встречам с публикой в регионах. Знаем, нас там всегда ждут. С нетерпением ждем гастроли на Урал и в Карелию.

— До окончания сезона меньше трех месяцев. Можно ли подвести предварительные итоги?

— С октября 2023 года по январь 2024 года на лучших площадках столицы с большим успехом прошел II фестиваль «Хор без границ», посвященный 95-летию Владимира Николаевича Минина. Звучала музыка Баха, Орфа Танеева, Шнитке и недавно ушедшего от нас Эдуарда Николаевича Артемьева. На третьем концерте фестиваля, в Зале Зарядье, состоялась премьера для нашего коллектива. Кантату «История доктора Иоганна Фауста» Альфреда Шнитке публика встретила овациями.

Также отмечу «капитальное восстановление» Мессы си минор Баха и «хорошо забытой» нами кантаты «Иоанн Дамаскин» Сергея Танеева.

Исполнение монументальных музыкальных полотен в рамках II фестиваля «Хор без границ», пожалуй, — главное наше достижение в этом сезоне.

Ещё одно знаковое событие — участие нашего коллектива в Чеховском фестивале. В сентябре три вечера подряд – редчайший для нас случай – мы исполняли кантату «Кармина Бурана» Карла Орфа. Причем это была театральная история с участием Театра современного балета Кубы. Представления шли в Зале Зарядье.

Огромная радость для нас — абонемент в Зале Шнитке Московского международного Дома музыки. У нашего коллектива достаточно давно не было своего абонемента, так что эти выступления долгожданные.

Концерт-презентация абонемента состоялась в Зале Шнитке в апреле 2023 года. С октября 2023 по апрель 2024 прошли четыре абонементных концерта. Два из них академического склада: Шостакович, русские народные песни; Свиридов, Рахманинов, Буцко.

Еще два концерта весьма непростые. Реквием Шнитке «соседствовал» с «Пушкинским венком» Свиридова. И также в рамках абонемента состоялся концерт «Шедевры Гии Канчели», где мы исполнили Little Imber (российскую премьеру сочинения Хор Минина представил в 2004 году).

В Камерном зале Дома музыки мы исполнили в этом сезоне вместе с оркестром Musica Viva под руководством Александра Рудина цикл месс Й. Гайдна: «Мессу с литаврами», «Нельсон-мессу» и Мессу «Терезия».

Отмечу также еще одну премьеру для нашего коллектива: в аншлаговом концерте в ноябре прошлого года на фестивале «Самарская осень-2023» мы впервые включили в программу пьесу «Павана» Габриэля Форе.

— 23 апреля Хору Минина исполняется 52 года. Как коллектив встретит праздник?

— На репетиции.

Автор
Пресс-служба Московского камерного хора
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе