Фестиваль Новой музыки: от провокаций к абсолютной красоте

Ожидаемым событием сезона Омской филармонии станет VII Фестиваль Новой музыки.
Концерт с песочной анимацией


Он пройдет с 14 по 26 марта 2024 года в Концертном зале филармонии.


Это один из ведущих российских проектов в сфере актуального искусства, представляющий мировые и российские премьеры, многообразие жанров и выразительных средств, открывающий имена новых авторов.

Первая встреча с симфоническими новинками состоится 14 марта. Омский академический симфонический оркестр под управлением Дмитрия Васильева представит произведения народного артиста России Александра Чайковского и лауреата международного конкурса «Молодая классика» Екатерины Карпенко.

Сложность внутреннего мира человека будет воплощена языком музыки и танцевальной пластики.

Фестиваль Новой музыки известен как проект, который представляет нестандартные авторские идеи, современный музыкальный язык, необычное сценическое воплощение. Слушатели нередко становятся очевидцами новейшей музыкальной истории, так как знакомятся с мировыми премьерами композиторов-новаторов.

Проект занял достойные позиции на российской музыкальной карте. В рейтинге главного печатного издания о музыке – газеты «Музыкальное обозрение» – омский фестиваль соседствует с Дягилевским фестивалем Теодора Курентзиса, Платоновским фестивалем искусств, Международным фестивалем актуальной музыки «Другое пространство» Владимира Юровского.

Девиз фестиваля этого года – «В поисках красоты». По словам художественного руководителя и главного дирижера Омского академического симфонического оркестра Дмитрия Васильева, одна из тенденций в современной академической музыке – уход от провокаций и эпатажа выразительными средствами в сторону поиска гармонии и красоты.

Подход «новизна ради новизны» себя во многом исчерпал, и композиторы стремятся к тому, чтобы слушатели получали подлинное удовольствие от их искусства.

«Мир стремительно меняется,

– отмечает Дмитрий Васильев.

– Весь XX век прошел под знаком авангарда, модерна, провокаций. Но люди устали от провокаций. Почему сейчас всплеск интереса к музыке барокко? Потому что это абсолютная красота. Появился запрос, невероятная потребность на красивую музыку.

Некоторые композиторы, такие как Пелецис, Пярт и другие, пишут нарочито просто. Эпоха модерна – она себя исчерпала. В поисках смыслов многие пришли к апофеозу бессмысленности. Поэтому мы на Фестивале Новой музыки не будем искать каких-то внешних решений, а сосредоточимся на поисках красоты. При этом нам будет, чем удивить публику.0187

Удивлять симфонический оркестр будет премьерами и новыми именами. Открытие фестиваля состоится 14 марта в 19:00 в Концертном зале. В программе «Вдохновение» прозвучит Симфония № 5 народного артиста России Александра Чайковского. Композитор уже давно сотрудничает с омским оркестром. В нашем городе были сыграны его Шестая и Седьмая («Карантинная») симфонии. Записи вышли на дисках лондонских лейблов, получивших положительные отзывы критиков.

Масштабная Пятая симфония будет сочетаться с драматическим Концертом для тубы с оркестром «Глас гнева и скорби» Екатерины Карпенко. Соло на тубе – Федор Шагов (Москва). Для композитора из Луганска это произведение – своего рода отклик на сложность и драматизм современного мира. В 2020 году она стала лауреатом VI Международного конкурса композиторов «Молодая классика» и считается одним из перспективных авторов.

Кроме того, омичи услышат мировую премьеру Екатерины Карпенко «Отражения в себе», в которой драматургически выстроена тема внутреннего мира человека с его пороками и стремлением к очищению. В сочинении прослеживается игра оттенков цвета – от розового до красного. Музыкальные мотивы отразятся в танцевальной пластике. Воплотить на сцене произведение, написанное композитором как посвящение омскому оркестру и его главному дирижеру, поможет театр танца «нОга».

Завершится первый концерт «Рандеву» Ефрема Подгайца, в котором сойдутся домра из группы «народных» инструментов и джазовый контрабас. Ранее эти инструменты не пребывали в одном музыкальном пространстве. Чем обернется их встреча – узнаем на концерте. Солисты – московские музыканты Екатерина Мочалова (домра), Андрей Иванов (контрабас).

17 марта состоится детская программа «Сказки нового времени». Прозвучат произведения Евгения Петрова «Сказки северного края» по сказкам Степанова Писахова. Также юные слушатели познакомятся с музыкой композитора Светланы Нестеровой – «Сказкой Хармса для чтеца, маленького мальчика, маленькой девочки и симфонического оркестра» и Симфонией для детей «Огоньки филармонии».

Музыку будет сопровождать песочная анимация театра «Пески времени». Сказку прочтет заслуженный артист России Александр Гончарук, актерами выступят воспитанники детских школ искусств Омска.

20 марта целую палитру новинок развернет третий концерт фестиваля «Odna Zhizn», названный по одноименному произведению Кристофера Роуза (российская премьера!). Откроет программу Концерт для альта с оркестром Толибхона Шахиди – композитора, умеющего говорить со слушателями на понятном языке.

Его музыку сравнивают с роскошным персидским ковром с многоцветьем благородных узоров, рождающих как простые, так и суперсложные ассоциации. Концерт для альта Шахиди сочинил после случайной встречи с альтистом Максимом Новиковым (Москва), который и выступит в Омске.

Знаменитое полотно Боттичелли «Рождение Венеры» вдохновило Светлану Нестерову на создание Симфонического эскиза с солирующим сопрано. Отталкиваясь от образа богини красоты, автор следовала идее воспеть красоту женского голоса. Вокализ исполнит Алена Тульникова (сопрано).

Также в этот вечер прозвучит Симфоническая картина Антона Танонова – оркестровая версия саундтрека к мультфильму «Хомба. Следы на песке». Ритмика, обилие перкуссионных инструментов эффектно воплощают в этой музыке персонажей мультфильма: загадочного зверя с хоботом, тяжеловесного носорога, бегущего динозавра. Омичи станут свидетелями мировой премьеры – на свет концертной сцены и суд меломанов родится «Дивертисмент для симфонического оркестра» Антона Танонова.

Если первых трех композиторов на создание музыки вдохновляли другие произведения искусства, то американский автор Кристофер Роуз посвятил свое сочинение Odna Zhizn супруге, пережившей трагические события, но оставшейся, по его словам, «удивительно сердечным и замечательным человеком».

Для Георга Пелециса стимулом было желание создать музыку, наполняющую ощущением счастья. Его Концертом для оркестра Endorphinmusic завершится третья вечерняя программа.

На закрытии фестиваля 26 марта омичи вместе с оркестром поразмышляют, есть ли место романтике в современном мире. Финальный «Романтический концерт» назван по одноименному произведению Михаила Броннера – сочинению для аккордеона с оркестром «о мечте – прекрасной, труднодостижимой, лишенной всякого прагматизма». О необходимости писать, прислушиваясь к своей душе, говорит и композитор Иван Соколов. В своем Концерте для фортепиано с оркестром он воплотил одну из вечных тем в искусстве – тему природы.

Вечные темы будут раскрашены яркими красками. Иронию Александра Чайковского и его «Шести вариаций на застольные темы» дополнит «музыкальная шутка» Ефрема Подгайца, скомбинировавшего песню The Beatles Michelle и романс Варламова «Красный сарафан». В сочинении Кузьмы Бодрова «Путеводитель по оркестру» 24-й Каприс Паганини обретет новый облик в звучании разных групп инструментов.

Знаменитая тема будет исполнена в разных направлениях – от барокко до современной музыки – и стилях – от Баха до Моцарта. В концерте участвуют Игорь Федоров (кларнет, Москва), Мария Власова (аккордеон, Москва), Марина Костерина (фортепиано).

Фестиваль Новой музыки в седьмой раз продемонстрирует, что современное симфоническое искусство – это калейдоскоп новаторских идей, экспериментов и открытий. Но многие композиторы-участники проекта сходны в идее поиска вечных истин, красоты и гармонии в современном хаосе жизни. Фестиваль пригласит к разговору на темы, проверенные временем, и будет овеян дыханием оптимизма и романтизма.

Автор
Пресс-служба Омской филармонии
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе