Захватывающие чилийцы

Завершился 32 Московский Международный кинофестиваль. Из более чем трехсот фильмов, продемонстрированных зрителям, мы решили написать о самых лучших, самых скучных и тех, которые еще предстоит увидеть отечественным киноманам. 

Фестиваль показал, что кино можно поделить на зрительское и на то, что можно увидеть на большом экране только в течение десяти дней, пока идет крупное мероприятие. К сожалению, большая часть того, что было отобрано для показов, вряд ли собрала бы такое количество зрителей второй раз. И не только жадный рынок виноват в том, что на некоторые сеансы кинофестиваля не набиралось и десяти человек. Многие были разочарованы уровнем основной конкурсной программы после того, как, отдав немалые деньги за билет, смотрели кино такого сомнительного художественного достоинства, как «Разные матери», «Это начинается с конца» или «Организацию сновидений». 


Один из членов съемочной группы румынской картины «Разные матери» так и сказал: «Наше кино — не для зрителей». Сам фильм, снятый за шесть суток, состоит из хроники одного дня, в которой несколько молодых людей ошиваются на вокзале, не делая ничего необычного. Принцип отбора эпизодов в фильм был сформулирован одним из режиссеров как попытка показать то, что обычно вырезается при монтаже. Из-за этого смотреть на экран, где решительно ничего не происходит, невыносимо сложно. Рады только отборщики фестиваля, которым удалось заполучить в программу румынский фильм, пусть даже и отдаленно похожий на другие известные картины из этой страны. 


Французская лента «Это начинается с конца» (реж. М. Коэн, Франция) также не отличалась глубиной сюжета. Пара испытывает друг к другу физиологический интерес. Они занимаются любовью в туалетах и коротают время, сидя в летнем кафе. Эмоции героев наиграны и необъяснимы, и подобие интереса к происходящему на экране появляется лишь тогда, когда узнаешь, что режиссер и актриса Эммануэль Беар — супруги. При этом фильм преподносился кураторами программ как провокативное зрелище, не попавшее в Канны из-за шлейфа скандальности. 


В итоге полный зал не увидел в картине ничего, кроме разочарования. Зато Эммануэль Беар получила почетный приз от фестиваля с названием «Верю!». Хотя не стоит обольщаться насчет факта приезда звезды французского кино в Москву. Фильмы церемоний открытия и закрытия, вместе с председателем жюри Люком Бессоном, были выписаны из Франции в качестве культурного обмена. Мы им дали в Канны «Утомленных солнцем-2», они нам — другое, раз уж проводится год России во Франции. 


Программ фильмов на фестивале было более двух десятков. Лучшими в итоге стали «Современное кино Чили» и документальная «Свободная мысль». Подборка чилийских картин подтвердила, что хороший результат получается тогда, когда отборщик очень серьезно подходит к формированию программы. В данном случае за качество отвечали ведущие специалисты по кинематографу Латинской Америки Евгения Тирдатова и Татьяна Ветрова. 


Одним из лучших чилийских фильмов, показанных на фестивале, стал «Досон, заключенный № 10» режиссера Мигеля Литтина, получившего главный приз в Москве еще в 1983 году. В сюжете новой картины рассказывается об узниках после переворота 1973 года. Группа заключенных из министров и прочих высоких чинов правительства, свергнутого Альенде, попадает на охраняемый военными остров с безжизненными пейзажами. Экстремальность и безнадежность ситуации напоминает лучшие образцы подобных сюжетов, такие как «Остров проклятых» и «Мотылек». Сходство с военным временем углубляется тем, что лагеря для заключенных были спроектированы специалистами из фашистской Германии. 


Другой чилийский фильм «Мачука» (реж. А. Вуд), где переворот 1973 года показан глазами детей, рассказывает о католической школе в Сантьяго. По инициативе настоятеля в классы с привилегированными учащимися вводятся выходцы из беднейших семей. Ученики сообща ведут школьное хозяйство, и между некоторыми завязываются дружеские отношения. Однако налицо классовая разница, что сказывается во взглядах родителей на дружбу детей. Во время переворота семьи оказываются по разные стороны баррикад, а в школу возвращаются старые порядки. Фильм «Мачука» предельно искренен в своем содержании. Теми выразительными средствами, какими показан классовый конфликт, так тонко мог пользоваться только тот, кто пережил время переворота на собственной судьбе. 


Еще одним интересным фильмом программы «Современное кино Чили» стала «Ностальгия по свету» режиссера Патрисио Гусмана. Сначала диктор долго рассказывает о парадоксах астрономии на фоне космических пейзажей. Затем ученые убеждают нас, что не существует настоящего времени, и мы всю жизнь вынуждены осознавать суть уже произошедших событий. Затем действие перемещается в пустыню, в которой стоит обсерватория. В середине семидесятых сюда грузовиками свозились останки чилийцев, убитых при военной диктатуре. Однажды камера показывает фрагмент руки, торчащий из пустынного грунта — эта почва препятствует разложению. «Ностальгия по свету» частично состоит из интервью с родственниками убитых, которые десятилетиями ищут в пустыне останки своих родных. Кому-то посчастливилось найти челюсть близкого человека, кому-то фрагмент ноги... Общий знаменатель картины сводится к тому, что неплохо бы поставить памятник жертвам режима военной диктатуры. 


Программа документального кино «Свободная мысль» большей своей частью формируется из обладателей призов фестивалей документального кино. Такой принцип отбора лучшего из лучших приводит к повышенному зрительскому интересу к представленным лентам. Одним из лучших фильмов данной программы стал «Согласные на все исправляют мир» (США). В этой картине рассказывается о действиях парочки акционистов (некоторые направления их деятельности известны российскому читателю по книге Наоми Кляйн «Доктрина шока»). В частности, акционисты из фильма выдают себя за представителей строительной компании, которая восстанавливает Новый Орлеан. Выступая на пресс-конференции после мэра города, псевдоподрядчик говорит о новой стратегии благоустройства территории, исключающей запрет доступа жителей в свое жилище. Докладчику аплодируют, поддерживая выступление, ведь в нем сформулирована забота о социальных программах. Несмотря на то, что речь оказывается ловкой мистификацией, жители Нового Орлеана рады услышать кого-то, кто предлагает здравые варианты решения проблемы. 


Другой акцией с признаками эпатажа становится выступление группы на одном из экономических форумов, где они выдают себя за советников Милтона Фридмана. Парочка демонстрирует публике вариант утилизации человеческого тела — после смерти из плоти делают свечки. Выступление сопровождается комментариями противников уменьшения выбросов отходов в атмосферу, которые гордятся тем, что из-за них США не подписывает Киотский протокол. Лаконичность, остроумие, мотивация и оправданность действий группы «согласных на все» приводят к мысли, что нашим российским подражателям вроде арт-группы «Война» не мешало бы поучиться уровню акций у западных коллег. 


В программе документального кино также хорошо прошла «Бухта» о промышленном уничтожении дельфинов. «Даниэл Эллсберг — самый опасный человек в мире» рассказывал зрителю о чиновнике из Пентагона, который слил в прессу секретные материалы о Вьетнаме. В числе прочего в картине звучат слова Никсона, обращенные к Киссинджеру и долгое время бывшие под секретом: «На 10% США ввязывается в конфликт, чтобы помочь Вьетнаму, на 20% — чтобы противостоять СССР, и на 70% — чтобы сохранить лицо перед мировым сообществом». 


Необычным по содержанию стал «Неоконченный фильм» (Израиль, Германия). В нем рассказывается о создании немецкого пропагандистского кино о том, как неплохо жилось евреям в Варшавском гетто. Действие построено на рассказах очевидцев и обнаруженном в архивах рабочем материале, который не вошел в окончательную версию фашистской ленты. 


Интересным фильмом программы стал фильм «Женщина с пятью слонами» (Швейцария, Германия) о необычной судьбе переводчицы романов Достоевского на немецкий язык. Также внимание публики привлекла лента «Мы живем на людях», рассказывающая о первопроходцах интернета. Один из деятелей, заработавший миллионы на новом рынке, показан как асоциальный фрик. Однажды он ушел из компании, которую создал, чтобы провести в 2000-м году эксперимент: около сотни человек находились в изолированном подвале под наблюдением сотни камер, за которыми сами же могли следить. Задачи и цели эксперимента не раскрывались, однако, чтобы попасть в число его участников, необходимо было заполнить кучу анкет. Такой скрупулезный подход к исполнителям, кстати, никак не вяжется с обезбашенностью главного распорядителя, каким его нам пытаются показать в фильме. Формы и средства больше наталкивают на мысли о том, что эксперимент мог быть заказан какой-либо военной структурой, причастной к появлению и развитию интернета. 


Фестиваль закончился, но некоторые фильмы, показанные на нем, скоро попадут в прокат. Ниже приводится список этих картин: 


Невероятные приключения Адель (режиссер Люк Бессон, Франция) 

Брестская крепость (режиссер Александр Котт, Россия) 

Телохранители и убийцы (режиссер Тедди Чэнь, Китай) 

Ливан (режиссер Шмуэль Маоз, Израиль, Франция, Германия) 

Хочу свистеть — свищу (режиссер Флорин Шербан, Румыния, Швеция) 

О людях и богах (режиссер Ксавье Бовуа, Франция) 

Високосный год (режиссер Майкл Роу, Мексика) 

Дикие травы (режиссер Ален Рене, Франция, Италия) 

Происхождение (режиссер Джон Эмиел, Великобритания) 

Океаны (документальный; режиссер Жак Перрен при участии Жака Клузо, Франция, Швейцария, Испания, Монако, США) 

Призрак (режиссер Роман Полански)

Алексей Юсев 

Russian Journal
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе