Юрий Арабов переписал «Кроткую» Достоевского

В Санкт-Петербурге идут съемки фильма «Клетка» Эллы Архангельской

— Не пейте кофе в усах! Только через трубочку! 

— Если у вас есть слова — предупредите заранее! 

Фото предоставлено пресс-службой Proficinema

Такими возгласами сопровождается начало очередного съемочного дня в ветхом корпусе особняка купца Зива (Рижский проспект, 29) в Санкт-Петербурге. Снимают новый фильм Эллы Архангельской «Клетка» по мотивам повести Достоевского «Кроткая». В центре сцены — игорный дом, куда приходит Неизвестный в исполнении Даниила Спиваковского в сопровождении Батюшки — Евгения Кулакова.

Классическую историю любви и самоубийства переложил на язык кино Юрий Арабов: уже только этот факт обещает фильму зрительский интерес. По своему обыкновению историю заслуженный сценарист расширил: появились не только новые сцены, но и новые герои.

— У Достоевского мой персонаж вообще не написан, — рассказывает Евгений Кулаков. — Повесть «Кроткая» начинается с извинений перед читателем, что его погружают в такую эмоциональную бездну. В повести Неизвестный — одинок. В кино же Юрий Николаевич дает герою собеседника в лице священника и поступает гуманнее. При этом мы видим именно современного батюшку, который с помощью рассказа перемещается в прошлое.


пресс-служба Proficinema

Герою Дмитрия Нагиева, перекупщику Мозеру, в повести уделено и вовсе четыре строки. В киноленте же, по уверению актера, он становится практически «ключевым персонажем».

— Мой персонаж на меня абсолютно не похож. Всё, что имеет отношение к деньгам, не имеет отношение ко мне. Как, впрочем, и многие герои, которых мне выпадает играть. Но эта экранизация, безусловно, нужна. Она дает воздух и надежду на то, что рок-н-ролл мертв, а кино еще нет. Не думаю, что это будет массовое кино. Хотя я играю массово, — смеется Дмитрий Нагиев.


пресс-служба Proficinema

Каждая сцена снимается со множеством дублей: как призналась «Известиям» исполнительница роли Кроткой Елена Радевич, съемки проходят медленно и уже затягиваются по срокам.

Впрочем, тут вина не только съемочной группы, но и обстоятельств: так, во время съемочной процесса в здании неожиданно срабатывает пожарная тревога. И хотя никто не торопится покидать помещение, «усмирение» сирены требует дополнительных временных ресурсов.


пресс-служба Proficinema

Как рассказала «Известиям» режиссер Элла Архангельская, фильм должен быть полностью готов к октябрю 2014 года. Поскольку на его финансирование выделило деньги Министерство культуры (а это — около 24 млн рублей, что составляет 70% от бюджета картины), в октябре «Клетка» должна быть сдана в Госкино. Выход картины в прокат планируется в конце 2014 — начале 2015 года.

— Всего на фильм будет потрачено чуть больше $1 млн. Проблема в том, что в нашем кинематографе всё, что больше полутора миллионов, очень сложно отбить. Все инвесторы хотят сразу знать, когда получат прибыль, время меценатства «за титры» или знакомство с актерами прошло. Сегодня кинематограф — это бизнес, — сетует Элла Архангельская.

По ее словам, отчасти с бюджетом связано определенное безвременье происходящего в киноленте: для истории XIX века должен быть хороший бюджет и больше времени на подготовку.


пресс-служба Proficinema

— Мы не зацикливаемся на костюмах, фонах, типажах. В интерьерах пытаемся создать прошлое, а в натуре — не боимся затронуть настоящее, — уверяет режиссер.

Изначально же историю про Кроткую и Неизвестного должен был снимать болгарско-немецкий режиссер Майкл Пандорский: Элла Архангельская была заявлена как продюсер наряду с Александрой Пискуновой. Однако Майкл Пандорский за месяц до мотора был вынужден отказаться от проекта по личным обстоятельствам, и Архангельская пересела в режиссерское кресло.

— Мне пришлось заново проводить кастинг, отбор натуры. Насчет Даниила Спиваковского мы не сомневались, но заново искали Кроткую, Батюшку. Всё, что было сделано до этого, к сожалению, ушло в никуда, — вздыхает Элла Архангельская.

Даниил Спиваковский, невротический Неизвестный, убежден, что Достоевский — автор очень сложный.


пресс-служба Proficinema

— С творчеством этого писателя должен встречаться уже зрелый человек. Это автор, который требует от читателя уже чего-то пережитого. Наша задача — сделать фильм понятным для зрителя. История тяжелая, драматическая. Для думающего, интеллектуального зрителя. И это хорошо, — уверен артист.

По его словам, в чертах его героя каждый человек может отчасти увидеть себя.

— Те вопросы, которые мой герой задает себе, задает себе каждый человек. Это вопросы взаимоотношений с близкими, деньгами, верой, религией. Другое дело, что я отвечаю на них иначе. Но тем мне интереснее играть эту роль, — отмечает Спиваковский.


пресс-служба Proficinema

Кроткая, по заверению Елены Радевич, у Арабова также несколько отличается от оригинала Достоевского: благодаря добавленным сценам она превращается практически в палача.

— Я бы не стала говорить такие громкие слова. Моя героиня, несмотря на свой юный возраст, уже многое повидала. Но, несмотря на это, она еще верит в любовь, как ребенок, и постепенно закрывается. Возможно, она действительно из ангела превращается в демона. У Достоевского же она не посмела пойти на вызов. Но это — не стервозность, а только способ обратить на себя внимание, — уверена Радевич.

«Кроткая» — фантастический рассказ Достоевского, одно из его последних произведений. В 1960 году была впервые экранизирована режиссером Александром Борисовым («Ленфильм») с Ией Саввиной и Андреем Поповым в главных ролях. Также «Кроткую» снимали француз Роберт Брессон, поляк Петр Думала. Спектакль по повести ставил Лев Додин, Андрей Гаврюшкин, Юрий Одинокий и другие.


пресс-служба Proficinema

Виктория Иванова

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе