Юлий Гусман: Я — рыжий клоун!

17 мая на Первом канале — премьера еженедельной юмористической программы «чувство юмора», вести которую будут Александр Масляков и Юлий Гусман. Накануне теледебюта корреспондент «Вечерней Москвы» встретился с Юлием Соломоновичем, чтобы с пристрастием расспросить его о том, как не терять оптимизма, получать удовольствие от жизни и сохранять энергию.

Режиссер, продюсер Юлий Гусман.

Фото: PHOTOXPRESS

Есть те, кому не до шуток. У Гусмана же — все наоборот. Он и сам веселится от души, и других весельчаков поддерживает. Вот, например, с радостью признается, что является поклонником своих молодых коллег — участников Comedy Club Сергея Светлакова, Гарика Харламова, Михаила Галустяна, Тимура Батрутдинова — хотя, конечно, юмор у них часто бывает ниже пояса. Уважает телепрограммы «Шесть кадров» и «Даешь молодежь». Радуется популярности фильма «Горько!»

Допинг мне не нужен

- Отчего Вы, Юлий Соломонович, все время жизнерадостный?

- Оттого, что я — из числа рыжих клоунов, которые все время смеются. Не хочу повторять про невидимые миру слезы сквозь видимый миру смех, но… Когда в этом «мире бушующем» столько горя, страданий и несправедливости, есть только несколько способов выдержать эту глыбу.

- И каких же?

- Можно не обращать ни на что внимания, закрыться, уйти в себя. Можно плакать и молиться. А можно мечтать и смеяться. Держать хвост пистолетом. Или морковкой. Потому что, если подумаешь о том, сколько тебе лет, о том, что иногда болит нога, что утром подскочило давление, что кого-то несправедливо обидели, то представляется, будто жизнь состоит из одних проблем и утрат. А ведь это не так! «У природы нет плохой погоды». И у человека тоже.

- Но энергию-то откуда Вы берете? Может, допинги какие используете?

- Пока, слава богу, обхожусь без допингов. Такая энергетика.

- Или гены?

- И они… Мой брат Михаил такой же… И родители наши были очень деятельными людьми. Мы все шли и идем «сквозь револьверный лай», как писал Маяковский, с улыбкой и высоко поднятой головой. Вот расскажу историю: однажды мне предстояла операция за рубежом. Везут меня на каталке в хирургическое отделение. Я приподнимаюсь, беру «под козырек» и кричу: «Октябрьский привет отделению такому-то госпиталя имени Линкольна! Ура, товарищи!» И люди слегка обалдевают, потому что обстановка уж совсем не располагает к веселью. Там же с тебя берут расписку, что, если помрешь на операционном столе, то никто не виноват…

- Эта гиперактивность у Вас с детства?

- Похоже. У меня в начальной школе была одна четверка — за прилежание. Остальные пятерки. Кстати, мой внук Максимилиан (он живет в Америке) тоже гиперактивный. У него внутри такой же моторчик.

- Почему в Америке, если не секрет?

- В США моя дочка поехала учиться, вышла замуж за англичанина, внук родился… Я иногда летаю туда. Кстати, я люблю и уважаю эту замечательную страну. И не выношу антиамериканизма.

- Почему?

- Потому что не люблю глупых и поверхностных суждений. Одни думают, что в Америке текут молочные реки с кисельными берегами. Другие считают американцев агрессорами и тупыми животными. Это все глупейшая неправда.

- Скажите, Вы экстраверт?

- Есть два основных типа людей: интроверты и экстраверты. Если человек сосредоточен на одной идее, из него может получиться великий музыкант или ученый. Как, например, Перельман. Характерный тип гения-интроверта. А есть те, кому все интересно. О них в просторечии говорят: разбрасываются. А на самом деле это разносторонние личности. Например, Леонардо да Винчи.

- И себя Вы относите…

- Ну, конечно, к Леонардо да Винчи. Шутка… Просто мне всегда хотелось все попробовать. Про меня стихи Агнии Барто: «…драмкружок, кружок по фото, а еще мне петь охота…» Да что говорить! У меня только спортивных разрядов было двенадцать. Правда, большинство юношеские.

Я никогда не умел просто отдыхать, бездельничая. Вот, кажется, еще недавно была долгожданная премьера в Баку фильма «Не бойся, я с тобой! 1919», только затихли треволнения 27-й «Ники», а уже все мысли о новых проектах!

- А что для Вас самое главное в жизни?

- Любовь и уважение к моим родителям, к моей семье. Это звучит наивно в устах достаточно взрослого мальчика, который уже сам стал дедушкой. Но для меня действительно мама и папа — главные путеводные звезды. В жизни я встречал много замечательных людей, но никого…

- …лучше мамы и папы?

- Да. Мой отец был не просто морской офицер, прошедший войну, но и выдающийся врач, ученый, мудрец, философ, остроумнейший человек. Лечил всех — от рабочих-нефтяников до главных начальников Азербайджана. Мама же была в молодости прекрасной актрисой, а затем стала профессором, завкафедрой английского языка. Их союз был образцом отношений!

Первые навсегда!

- Вы помните свою первую роль?

- Прекрасно! В драмкружке бакинской школы № 160 я играл часового в спектакле «Разгром» по роману Фадеева и очень гордо стоял со старой винтовкой в углу сцены. А потом — роль в пьесе Михаила Светлова.

Что ни день, то гроза

В это чертово лето.

Вот и нынче к рассвету

Под дождь попадем,

Если нас не прикончат

За час до рассвета…

- До сих пор помните?

- Да.. Может, все дело в любви к книгам.

- А читать любили?

- Не то слово! К 17 годам прочитал практически все семь тысяч томов папиной уникальной библиотеки.

- А еще у Вас был КВН…

- Да, с КВНом я дружу почти 50 лет. КВН для меня не просто служение творческому делу, но это еще и замечательная молодежная история. У нас сегодня столько претензий к молодым людям. А в русскоязычном мире 12 миллионов юношей и девушек занимаются КВНом! Это настоящее молодежное движение.

Международный клуб веселых и находчивых или, как я называю его, Академия КВН Александра Маслякова, породил огромное количество юмористических программ разной степени успешности. Многие талантливые КВНщики - выпускники КВНовской высшей школы - замечательно делают свое дело. Но, к сожалению, есть и бездарности, юмористическими созданиями которых перенасыщены некоторые каналы.

Вообще, определение, что такое юмор, откуда он берется и какую роль играет в жизни человека – предмет непрекращающихся дискуссий и анализа. Попытка разобраться, что такое хорошо и что такое плохо в юморе, определить «юмористический градус» сегодня известных артистов, юмористов, эстрадников и призвана новая программа Первого канала «Чувство юмора».

Это, на мой взгляд, очень милая и интересная придумка команды Александра Васильевича (говорю это по совести, а не потому, что в ней участвую), в которой участвуют две созданные буквально на один вечер команды, соревнующиеся в чувстве юмора и ярких театральных придумках в рокочущем зале нового дворца КВН.

Ведет программу воспитанник не только семьи Масляковых, но и нашего клуба - Александр Масляков-младший. А мы – члены жюри и соведущие Саши Маслякова - пытаемся в не назидательной, не жесткой и не учительской форме рулить этим кораблем, разбираясь, чье чувство юмора сильнее и острее.

- Вы гедонист? Признайтесь, Юлий Соломонович!

- Мне кажется, что гедонизм, то есть поиск удовольствий и наслаждений, штука странная. Вот недавно я четыре месяца снимал в горах продолжение своего фильма «Не бойся, я с тобой!» И я бегал по этим горам со своим не очень легким весом, не самыми подвижными ногами, превращаясь в легкого и худого человека. И абсолютно наслаждался жизнью. Весь мой гедонизм уходил в работу… А бездельничанье — самая скучная затея на свете.

- Раз уж мы заговорили о работе, не могу не спросить: а как Вы придумали премию «Ника»?

- В конце 1986 года, после Пятого демократического съезда Союза кинематографистов, все изменилось и забурлило. Мы тогда практически ничего не слышали про «Оскар», но захотели придумать приз, который будет вручаться киношникам их коллегами, а не ЦК, правительством, горкомом или ЖЭКом. Это было настолько ново, настолько здорово, что все ахнули! Но признавать и уважать премию начали лет через пять… Ну а потом нашу идею начали без­застенчиво копи­ровать, и сейчас професси­ональных пре­мий уже несметное количество. Но «Ника» — первая. Навсегда!..

- Вы так по-доброму об этом говорите…

- Все благотворительные проекты были придуманы с доброй душой и жаждой помочь людям. Многие, увы, переродились. Но и сегодня есть те, кто честно и самоотверженно служат людям, зарождающемуся гражданскому обществу.

- А Вы смотрите все фильмы-номинанты на премию «Ника»?

- Конечно. Иногда с чувством восхищения, иногда — удовольствия, огорчения и даже, бывает, отвращения. Но мнение свое, как один из организаторов церемонии, держу при себе.

- То есть на результаты не влияете?

- Упаси бог! Нам верят. И мы никогда не обманем веру в «Нику» наших коллег.

- А не пора ли «Нике» «выйти замуж» за «Золотого орла», раз призы нынче во многом совпадают?

- Не мы начинали эту игру в перетягивание каната. И не нам от нашего первородства отказываться.

Но особого повода для беспокойства я не вижу. Премий и призов, подарков и улыбок много не бывает. Вот в Италии больше 300 кинофестивалей! В Америке, помимо «Оскара», вручаются десятки престижных кинематографических премий.

- Но все-таки совпадения в призах с «Орлом» сейчас есть… И их немало…

- Так и должно быть. Было бы ужасно, если бы, назло «конкурентам», Академия награждала не самых достойных. Результаты «Ники» — это тайное голосование 670 выдающихся кинематографистов, их мнение нельзя не уважать! Иногда предлагают разбежаться кинематографистам по разным «квартирам». Мы никогда этого инициировать не будем. Все было придумано для добра и дружбы. Ника — площадка для объединения. Так это и должно оставаться.

- А может, простите, несколько омолодить состав Академии?

- Ничего не нужно делать искусственно! Я в этом убежден. Вот мой любимый артист Владимир Михайлович Зельдин , который в будещем году, 10 февраля, отметит столетний юбилей. И мне он кажется моложе многих своих юных коллег.

Наши старшие товарищи — великие таланты, замечательные люди и учителя. Так что пусть расцветают сто цветов, пусть соседствуют сто искусств, как сказал однажды Мао Цзе Дун.

Я мечтал бы, чтобы и в нашем обществе, и в политике, и в искусстве, помимо черно-белых оттенков расцветало множество цветов. Как в радуге.

Война — это немыслимо

- Если мы о гражданском обществе… Крым многих разделил. Что Вы думаете об этом?

- Это сложная история. Ведь война между братскими народами, это немыслимо!

- А слово «патриотизм» для Вас что-то значит?

- Любовь к родине — это не поклонение государственным институтам, стандартам и символам. У меня, по крайней мере, две родины — Азербайджан, где я прожил полжизни, и Россия.

- Но объединение вокруг страны — разве плохо?

- Такое евразийское объединение — прекрасная идея. Она мне очень нравится. Но для этого мы должны служить соседним странам примером замечательного образования, здравоохранения, условиями труда, пенсиями… Добиваться влияния на соседей не штыками, не угрожающей риторикой, а великим русским языком, русской культурой, наукой, бизнесом, спортом, наконец…

- Но украинцы, в моем понимании, тоже сделали много ошибок...

Почему нельзя иметь два языка в стране? Вот в американском штате Флорида два государственных языка — испанский и английский. А в Азербайджане русский язык всегда был языком межнационального общения. В Баку сохранились и успешно работают русские школы, театры, университет.

- Вы часто бываете у себя на родине, в Баку?

- В год — два-три раза. Мои предки жили в Азербайджане аж с 1870 года. Я горжусь тем, что бакинец, люблю и уважаю свой город, такой теплый и добрый. В Баку можно и нужно поехать каждому — туда ведь не нужна никакая виза. А какая там кухня, какие фрукты и овощи! Какое замечательное море! Какие гостеприимные люди!

- Вы так вкусно говорите о городе детства… И в Вашем фильме «Парк советского периода» чувствуется ностальгия по советскому прошлому. Или все же по молодости?

- В «Парке» я описывал идиллическую страну с аттракционами-воспоминаниями нашей ушедшей радости — газировкой за три копейки, мороженым за десять, улыбками и пионерскими горнами. Но, когда ты нарушаешь правила в этом советском Диснейленде, система поворачивается к тебе звериным оскалом, за пышным фасадом открывается грязь и убожество.

- Все ищут национальную идею...

- А она, по-моему, одна. Чтобы люди жили счастливо. А этого не случится без достойного образования, медицинского обслуживания, защиты слабых, честной правовой системы. И не обязательно раскинуться на одной восьмой суши, чтобы страну уважали и с ней дружили.

НАТАЛЬЯ БОБРОВА, БОРИС ВОЙЦЕХОВСКИЙ

Вечерняя Москва

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе