Виды на "Мартовские иды"

Отечественный прокат ко второй половине февраля подгадал с выходом голливудского фильма "Мартовские иды" Джорджа Клуни. Расчет был коммерческо-политический: американская картина станет "подсветкой" для нашей предвыборной кампании, которая в свою очередь подогреет зрительский интерес к импортному продукту.

Увы, политическая актуальность "Мартовских ид" не шибко отразилась на посещаемости картины.


За неделю до наших выборов я смотрел фильм об американских выборах в одном из лучших мультиплексов Москвы в компании двух десятков зрителей. Смею также предположить, что и несколько миллионов долларов, собранные картиной в нашем прокате, скорее обязаны популярности голливудской звезды Джорджа Клуни, нежели собственно сюжету.


С другой стороны, смею предположить, что российский гражданин, погружаясь в перипетии праймериз штата Огайо, думал: "Нам бы их проблемы".


…Молодая стажерка из штаба демократов переспала со своим шефом и, что называется "залетела", потом оказалась в постели его пресс-секретаря, по настоянию которого впоследствии сделала аборт. Ну, и по стечению бульварно-политтехнологических обстоятельств, отравилась насмерть.


Дело было в марте. В "дело" была замешена претендовавшая на роль прорицательницы журналистка по имени Ида из влиятельной газеты "Время". Еще проскользнула в одном из разговоров роковая дата – 15-ое марта – та самая, что связана с древнеримским календарем, с убийством Юлия Цезаря и с крылатой фразой из Шекспира: "Берегись мартовских ид!".


На ее крыльях прорицание долетело до наших дней и снова исполнилось, по крайней мере, в честном и в глубоком фильме Джорджа Клуни.


Если уж дальше копаться в древнеримской истории, то, как не припомнить, что ритуальные Иды были связаны с поклонением богу неба Юпитеру, коему приносилась в жертву беззащитная овечка.


Аналогичным жертвоприношением в фильме Клуни и стала стажерка Моли.

Вроде бы ее смерть должна была бы удовлетворить богов, покровительствующих демократии. И как бы удовлетворила, поскольку демократический кандидат губернатор Майк Моррис получил не достававшие ему голоса выборщиков в результате закулисной сделки со своим политическим оппонентом. А с ними – возможность претворить в жизнь все свои благотворные планы: победить терроризм, бедность, модернизировать экономику и повести за собой нацию к сияющим вершинам мировой гармонии. И сделать США маяком для всего прогрессивного человечества.


В последний момент, когда нация поверила в будущего президента, тот снял свою кандидатуру. Объяснить мотивы этого драматического жеста должен никто иной, как его пресс-секретарь Стивен Майерс. Он вышел к журналистам. Лицо его было отрешенным. Он не успел раскрыть рта, как экран потемнел, и сверху вниз поплыли заключительные титры с именами создателей фильма.


А что еще могли прибавить авторы?..


Финал картины отсылает к завязке. Они оба – и кандидат, и его оруженосец, в принципе – хорошие парни. В том смысле, что идеалисты, и, что преданы демократическим ценностям. Но не преданы друг другу.

В принципе, среди героев этой закулисной политической кухни нет дурных людей. Что в одном стане, что – в другом. Просто логика борьбы и карьерного роста делает их жесткими и безжалостными в повседневной жизни. Тот, кто подставил другого, вправе сказать: "Ничего личного, приятель". И тот, кто оказался подставленным, примет предательство как естественную данность.


Герои "Мартовских ид" исходят из элементарного допущения: политика – это спорт. А подножки, удары исподтишка, прочие провокации – часть игры.


Не знаю, что мог сказать Стивен журналистам, и что он им сказал за кадром?


А чтобы я сказал на месте Стивена?.. Что Майк Моррис оказался слабаком в политике, что так не сумел (или не посмел) смириться со своим двуличием, что политическое лицемерие не такая простая обязанность, как могло бы показаться, глядя на иных госмужей?


Он, Майк, не сумел и потому сошел со сцены. А я, Стивен, сумею и потому остаюсь на ней.

Артисту Райану Гослингу в роли Стивена Майерса веришь. Это стальной карьерист. Правда, не изначально. В фильме немногими штрихами дано понять, как закалялась сталь такого характера. И в последних "строках" фильма мы видим, что она закалилась окончательно и бесповоротно.


Таков смысловой итог "Мартовских ид", который не стоит сводить к набившему оскомину укору в адрес политики – она грязная, аморальная, циничная, лицемерная…


Да она и такая, и сякая, и лучше от нее держаться подальше. Все так, но что мне еще показалось, авторы не ограничились очередным наездом на предвыборное закулисье. Мне показалось, что он задевает за живое саму демократию как общественный институт.


***


Клуни в своем пока самом известном режиссерском фильме "Доброй ночи и удачи" уже цеплял эту тему. Рассказ о противостоянии тележурналиста Эдварда Мэроу и государственной машины, управляемой одиозным сенатором Маккарти, получился во славу торжества демократии. Правда, речь шла о событиях давних, о том времени, когда ТВ еще не стало ни политической, ни коммерческой машиной, когда выборные процедуры не до конца театрализовались, когда механизмы манипуляции общественным мнением не усовершенствовались до той степени, какая и была продемонстрирована в фильме "Мартовские иды", а еще раньше в фильме "Лукавство".


Тогда Джордж Клуни не сомневался в абсолютных добродетелях демократических институтов. Теперь он обратил внимание на то, что демократическая машина без политического лицемерия не работает. Язык, на котором могут находить взаимопонимание политики – это язык шантажа, угроз, подстав, провокаций и т.д. А честность в политике – это что-то атавистическое. И не о принесенной в жертву демократии смирной овечке Моли сказ Джорджа Клуни. Скорее о принесении в жертву политическим группировкам самой демократии.


В конце фильма мы видим проходной эпизод: по улице спешит в штаб предвыборной кампании новая молодая стажерка, чтобы занять место покойной Моли.


Новая овечка?..


Стало быть, крылатая шекспировская фраза "Берегитесь мартовских ид" продолжает полет.

Юрий Богомолов

РИА Новости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе