Тридцать три счастья

Путеводитель по 33-му Московскому международному кинофестивалю (ММКФ)


Ну и наконец, программа, в которую можно погрузиться с головой и пропустить всё остальное, нисколько при этом не проиграв, — «Вернер Херцог. Искатель приключений». Режиссёр прилетит в Москву и лично представит свою последнюю документальную картину «Пещера забытых снов».


Во время недавней онлайн-конференции Никита Михалков, нынешний хозяин ММКФ, посетовал: «Самая большая проблема ? у нас нет дворца Московского кинофестиваля. Это самая большая головная боль. Везде есть дворцы фестивалей, которые работают круглый год… Ю.М. Лужков пять раз публично нам обещал начать строительство фестивального комплекса, но обещания так и не были выполнены. Может быть, новое руководство Москвы поймёт значимость данного вопроса и решит его».

Из чего стало очевидно, что блогерство Михалкова имеет не только близкие, но и дальние цели. И рассчитано прежде всего для продвижения фильма в среде, ставшей главным критиком последних действий председателя Российского фонда культуры. Ну, то есть и рыбку съесть, и в море искупаться. Вряд ли в стране найдётся другой общественный интеллектуал (или даже политик), обладающий такой отрицательной репутацией, как председатель Союза кинематографистов. Так что терять ему, члену президиума совета при президенте Российской Федерации по культуре и искусству, практически было нечего. Тем более что «Цитадель», как и предыдущие киноленты этого лауреата премии Ленинского комсомола, не окупятся.
После Пасхи кулаками не машут

Прочитав сей пассаж, я испытал боль сердечную, которая всё никак не проходит и возникает всякий раз, когда я вспоминаю Музей кино. Был такой культурный уголок в Москве. Почти каждый вечер, один или с друзьями, я приезжал на «Краснопресненскую», поднимался на пятый этаж, съедал в буфете салатик, показывал почти родным уже тётушкам на входе в один из залов корочку своего «вечного» студенческого — и погружался в чёрно-белый мир магического, волшебного старого кино.

А каждое лето в дни Московского кинофестиваля в Музее кино можно было пропадать сутками — появлялась возможность кроме классических лент увидеть новые фильмы, которые больше не показывали нигде.

Многие нашли в этом удивительном месте своих друзей, а некоторые — свою любовь…

Всё закончилось в 2005-м, когда Михалков прекратил историю того Музея кино, который мы знали, и положил начало его скитаниям. Сейчас здание на «Краснопресненской» целиком отдано под развлекательный центр «Арлекино» и коммерческий кинотеатр. Фактическую сторону этого предательства вы легко найдёте в интернете.

И я лично знаю десятки людей (и заочно тысячи), которые если не плюнут при встрече в лицо Бесогону (хотя найдутся и такие), то руки не подадут точно.

Не за мигалку, не за «Цитадель». Только за Музей кино.

Солнечные системы

Но лучше про фестиваль. Жюри в этом году возглавит Джеральдина Чаплин — дочь великого комика. На открытии состоится мировая премьера третьих «Трансформеров». Закроет форум «Расплата» Джона Мэддена с почётной гостьей фестиваля Хелен Миррен в главной роли.

В традиционно слабом основном конкурсе ММКФ можно отметить автобайопик первого президента Чехии Вацлава Гавела («Уход»), югославскую оду национальной сборной по футболу, завоевавшей в 1930 году бронзу чемпионата мира («Монтевидео — божественное видение»), военную драму 99-летнего японского режиссёра Канэто Синдо («Открытка»), две российские надежды.

Отечество представляют «Сердца бумеранг» Николая Хомерики и «Шапито-шоу» от создателя незабвенной «Пыли» Сергея Лобана (3,5 часа, зато с Петром Мамоновым), а также чудом угодивший в претенденты на «Святого Георгия» новый фильм Жан-Марка Барра и Паскаля Арнольда «Перевод с американского».

Представлять этих двоих бессмысленно, взахлёб рекомендовать — тем более: это вопрос вкуса, но те, кто знают, пойдут без колебаний. Буду болеть за Барра, хотя шансы его на победу по умолчанию равны нулю.

В традиционно сильной программе Петра Шепотинника «8 с половиной фильмов» в первую очередь обращает на себя внимание «Пина» — фильм-танец, фильм-пластика, фильм — посвящение танцовщице и хореографу Пине Бауш, снятый в формате 3D живым классиком немецкого кинематографа Вимом Вендерсом.

В далеко не новом, но всегда привлекательном жанре «ожившая картина» режиссёр Лех Маевски путешествует по шедевру XVI века «Путь на Голгофу», попутно повествуя о жизни автора, художника Питера Брейгеля Старшего («Мельница и крест»).

Интересным обещает быть фильм «Отморозки» британского актёра Питера Муллана, поднимающий актуальную и для России тему — как талантливому ребёнку преодолеть сопротивление среды, в которой он растёт.

В Америке у подростков-аутсайдеров несколько другие проблемы — как отстоять свою индивидуальность и при этом доказать всем, что ты не лох? «Ложковилка» — далёкая от стандартов жанра молодёжная комедия дебютанта Джей Би Гхумана с саундтреком из 90-х.

Наконец, новый фильм турецкого режиссёра Нури Бильге Джейлана «Однажды в Анатолии», месяц назад получивший Гран-при на Каннском фестивале, имеет сногсшибательный рейтинг на IMDB — подавляющее большинство зрителей поставили 10 из 10.

Никуда не денешься, придётся упомянуть и «Меланхолию» Ларса Триера. Вот из кого Никите бесов-то выгонять!

Обладая культовым статусом, можно позволить себе снимать что попало, выдавая за высокое искусство. И всё же каждый раз почему-то хочется верить, что новый фильм датчанина станет исключением из печального правила. Один актёрский состав «Меланхолии» чего стоит — Кирстен Данст, Шарлотта Генсбур, Шарлотта Ремплинг, Кифер Сазерленд и, конечно, Удо Кир.

Новации и прокламации

Впервые с 1989 года на ММКФ появится номинация «За лучший документальный фильм». В конкурсной программе представлено всего семь работ, из которых обязательно стоит посмотреть биографию великого гонщика «Формулы-1» Айртона Сенны, погибшего на взлёте своей карьеры в возрасте 34 лет, а также «Счастливых людей» Дмитрия Васюкова о жителях тайги — перемонтированный в полнометражку сериал 2008 года с закадровым голосом и сценарием Вернера Херцога.

«А что вы такого особенного сделали для русской культуры, господин Михалков?» — стесняюсь спросить. Вы снимали кино и играли роли, так вы не уникум. Владимир Меньшов тоже получил «Оскар», но почему-то с мигалкой не ездит. А Гусман «Нику» учредил. А Савва Ямщиков всю жизнь восстанавливал и спасал русские иконы. А тысячи безвестных людей спасают церкви, картины, фильмы, книги, учреждают фонды...
Бесогон и бесы

Вне конкурса, в документальной программе «Свободная мысль», покажут ещё одну биографическую ленту — первую (и, надо полагать, далеко не последнюю) попытку описать противоречивую личность эксцентричного гения шахмат Бобби Фишера, скончавшегося в 2008 году («Бобби Фишер против всего мира»).

Для тех, кому не терпится, в специальной программе «Гала-премьеры» покажут фильмы, которые выйдут на экраны во второй половине 2011 года.

В их числе — новый мультфильм-сказка студии «Гибли» по сценарию Хаяо Миядзаки («Ариэти из страны лилипутов») и режиссёрская работа Джоди Фостер «Бобёр» — собственно про Бобра и его друга Мела Гибсона.

В программе «Вокруг света» стоит посмотреть неожиданно романтичную работу дуэта Джонни То — Вай Ка Фай «Прекрати разбивать моё сердце».

В рубрике «Итальянское кино сегодня» выделяется мюзикл «Страсть» Джона Туртурро — полудокументальный гимн неаполитанской музыке. Для любителей классики — «1675 километров итальянского кино», подборка шедевров Феллини, Висконти, Пазолини и Де Сика.

Клуб «Синефантом» представит ретроспективу фильмов независимого американского режиссёра Роба Нильссона. Ещё одна яркая коллекция — подборка работ певца жестокости Сэма Пекинпа, из которых самые известные — «Соломенные псы» и «Дикая банда».

Ну и наконец, программа, в которую можно погрузиться с головой и пропустить всё остальное, нисколько при этом не проиграв, — «Вернер Херцог. Искатель приключений».

Великий немец 28 июня прилетит в Москву и лично представит свою последнюю документальную картину «Пещера забытых снов». Кроме этого, на фестивале покажут ещё 11 его фильмов, среди которых «Строшек», «Фицкаральдо», «Зелёная кобра», «Агирре, гнев Божий» и «Каждый за себя и Бог против всех».

Расписание ММКФ-33 (избранное)

Монтевидео — божественное видение / Montevideo, Bog te video (2011) — реж. Драган Белогрлич. Рейтинг IMDB — 8,1
25 июня 19:00 и 28 июня 20:00

Шапито-шоу / Chapiteau-show (2011) — реж. Сергей Лобан
26 июня 15:30 и 2 июля 21:15

Перевод с американского / American Translation (2011) — реж. Паскаль Арнольд, Жан-Марк Барр. Рейтинг IMDB — 5,8
24 июня 19:00 и 27 июня 23:00

Пина / Pina (2011) — реж. Вим Вендерс. Рейтинг IMDB — 8,0
27 июня 22:00 и 2 июля 21:00

Мельница и крест / The Mill and the Cross (2011) — реж. Лех Маевски. Рейтинг IMDB — 7,2
2 июля 22:00 и 29 июня 22:00

Отморозки / Neds (2010) — реж. Питер Муллан. Рейтинг IMDB — 7,0
25 июня 15:00 и 24 июня 21:00

Ложковилка / Spork (2010) — реж. Ясбир Синкх Гхуман-мл. Рейтинг IMDB — 6,5
1 июля 18:45 и 26 июня 21:00

Однажды в Анатолии / Bir zamanlar Anadolu'da (2011) — реж. Нури Бильге Джейлан. Рейтинг IMDB — 8,8
29 июня 21:30

Меланхолия / Melancholia (2011) — реж. Ларс фон Триер. Рейтинг IMDB — 7,9
1 июля 22:00

Бобби Фишер против всего мира / Bobby Fischer Against the World (2011) — реж. Лиз Гарбус. Рейтинг IMDB — 7,7
25 июня 21:30 и 26 июня 11:00

Счастливые люди: год в тайге / Happy People: A Year in the Taiga (2010) — реж. Дмитрий Васюков. Рейтинг IMDB — 7,5
29 июня 19:00 и 30 июня 15:00

Сенна / Senna (2010) — реж. Азиф Кападия. Рейтинг IMDB — 8,8
30 июня 19:00 и 1 июля 15:00

Ариэти из страны лилипутов / Kari-gurashi no Arietti (2010) — реж. Хиромаса Йонебаяси. Рейтинг IMDB — 7,7
2 июля 14:00

Бобёр / The Beaver (2010) — реж. Джоди Фостер. Рейтинг IMDB — 7,0
30 июня 22:00

Страсть / Passione (2010) — реж. Джон Туртурро. Рейтинг IMDB — 6,9
26 июня 16:30 и 29 июня 17:15

Прекрати разбивать моё сердце / Dan Shen Nan Nv (2011) — реж. Джонни То, Вай Ка Фай. Рейтинг IMDB — 6,5
29 июня 19:00 и 2 июля 19:30

Пещера забытых снов / Cave of Forgotten Dreams (2010) — реж. Вернер Херцог. Рейтинг IMDB — 7,7
1 июля 19:00 и 2 июля 19:00

Павел Пересветов

CHASKOR.RU
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе