«Спокойно, товарищ, спокойно, у нас еще все впереди»

На экраны страны выходит фильм по знаменитому роману Олега Куваева 
В "Территории" столько сказано словами и без слов о труде, нравственности, совести, служении Отечеству, что может показаться - вернулось советское кино.
Фото: кадр из фильма

Купила билет на "Территорию", и пока шла реклама, смотрела не на экран, а по сторонам. Кто пришел на эту картину? Такие же, как и я, дети советской эпохи, выросшие на приключениях, один за другим глотавшие романы Жюля Верна и повести Джека Лондона, как мантру повторявшие "Бороться и искать, найти и не сдаваться" из "Двух капитанов", сто раз пересмотревшие и зачитавшие до дыр "Землю Санникова", грезившие о дальних странах, неведомых землях, исследованиях и открытиях? А может, люди постарше, из поколения наших родителей, не забывшие еще, героические образы геологов-альпинистов-полярников и что "лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал"? Да чего там, они сами и были этими геодезистами и стройотрядовцами, тянули ЛЭПы и пахали целину. И это была просто их работа. И это для них "Территория" стала культовой книгой. Ну, кто еще, кроме нас, воспитанных на романтике 60-70-х, в состоянии понять сюжет оттуда, из советско-геологического прошлого? Вот таким безнадежным снобом восседала я перед началом сеанса и с высокомерным сочувствием поглядывала на парочку - 18 без + - на переднем ряду. Спорим, уйдут через 30 минут?

Но начался фильм, и стало не до зрителя. Не буду рассуждать о художественных достоинствах ленты. Почти три часа величественной суровой красоты, бескорыстия, цельности и мужественности - и в людях, и в природе, и я вышла из зала, будто хлебнув глоток медицинского спирта, разведенного водой.

Спирт Сашка Демидов стащил у матери из аптечки. И трех пузырьков хватило, чтобы наш поход и песни у костра стали достоянием гласности. Но 80-е годы в моем воспоминании были какими-то на удивление толерантными. Сашку отец выпорол, остальным сделали внушение и в поход больше не пускали. Это алкогольное воспоминание меня и отрезвило.

Опьянение прошло, а голова болит.

Герой "Территории" Андрей Гурин хочет прожить долго и увидеть, какими станут люди, обуреваемые страстью потребления. Что ж, смотри. Мы сидим в зале.

25 лет назад мы залихватски горланили мотив из "Последнего дюйма", задушевно выводили Визбора (эти песни звучат и в "Территории"), рвали струны на строчках Высоцкого о тех, "кто здесь не бывал, кто не рисковал, тот сам себя не испытал", но не на горных склонах, а у костра в овраге, запивая тремя пузырьками спирта, разведенными в котелке воды.

Мы мечтали открыть новые земли, и открыли, получив Шенгенскую и другие визы, исколесив европейские и другие страны по туристическим путевкам. Мы хотели экзотики и риска, и нынче мы можем купить экзотику и риск, соразмерно своему кошельку и интересам, с приложением опытного инструктора. Наши мальчики в детстве играли в папанинцев, затащив в глубокую лужу калитку и доски от старого забора, а сейчас сидят в кабинетах за мониторами с морскими заставками из Шарм-эль-Шейха.

И вот уже 25 лет вокруг преимущественно менеджеры, чиновники и владельцы автозаправок. И ни одного геолога и даже геодезиста! Рехнуться можно.

А в "Территории" сплошные "гвозди бы делать из этих людей" - грубый свитер ирландской вязки на груди, борода на лице, и во всем благородство и та самая настоящесть, которой нет не в чиновниках, ни в менеджерах, ни даже во владельцах автозаправок. Будто персонажи героической саги. Или как они сами себя называют - супермены. Все приметы образа и антуража в наличии. И люди, и пейзажи фантастические. Может, поэтому и юная парочка досмотрела фильм до конца, узнала "своих", и взоры на выходе имела бодрые и просветлённые? А может, почувствовала и что-то иное?

В том ведь и фокус, что в "Территории" обитают не супер-герои, а просто люди, которые честно и бескорыстно делают свое дело. И взывают к тебе - герою поколения потребления - и прямо и косвенно: а ты где был, в каком комфорте холил свою совесть, как приспосабливался, обустраивался в современной уютной норе?

И уже совсем жестко: делай или умри.

И что же теперь? Не всем же сражаться на благо Родины с белым безмолвием и другими стихиями. Помереть что ли? И сразу понимаешь - ответ неверный. Делать. Каждый на своем месте.

В "Территории" столько сказано словами и без слов о труде, нравственности, совести, служении Отечеству, что может показаться - вернулось советское кино. Нет, со всеми проигрышами и цитатами, это совсем другое кино. От этих фраз не воротит, они не кажутся надуманными и фальшивыми. Это что-то новое, только начинающееся. Так что без паники, сожаления, ворчания и самоедства.
"
Спокойно, товарищ, спокойно, у нас еще все впереди".

Елена ПОПОВА
Автор
Елена ПОПОВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе