Шекспир в интерпретации уголовников

Объявлены итоги 62-го Берлинского кинофестиваля

Фильм «Цезарь должен умереть» получил главный приз - Золотого медведя Фильм «Цезарь должен умереть» получил главный приз - Золотого медведя Фильм «Цезарь должен умереть» получил главный приз - Золотого медведя «Просто ветер» Бенса Флигауфа, получивший гран-при фестиваля «Просто ветер» Бенса Флигауфа, получивший гран-при фестиваля


62-й Берлинский кинофестиваль завершился триумфом фильма «Цезарь должен умереть» итальянских классиков братьев Тавиани. Год назад борьба за победу развернулась между двумя главными фаворитами конкурса: изысканным эпосом «Туринская лошадь» венгра Бела Тарра и тонкой семейной дамой «Надир и Симин: развод» иранца Асгара Фархади. «Туринская лошадь» наряду с каннской «Меланхолией» Ларса фон Триера стала важнейшим синефильским событием года, а Фархади, по мнению экспертов, через неделю получит «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. На сей раз можно сказать, что фильмов подобного уровня и масштаба в основной программе Берлинале не было, а прогноз относительно того, кто достоин «Золотого медведя», до самого финала оставался загадкой.

Самым обсуждаемым героем фестиваля оказался не кто иной, как обаятельный председатель жюри, выдающийся английский режиссер Майк Ли. Психологическую нюансировку его картин вспоминали во время конкурсных просмотров, а мудрость судейских решений анализировали после церемонии закрытия Берлинале. Звездное жюри не могло остаться равнодушным к черно-белому эксперименту итальянских режиссеров Паоло и Витторио Тавиани. Действие их нового фильма «Цезарь должен умереть» разворачивается в тюрьме, в которой реальные заключенные из разных уголков Италии (многие из них приговорены к пожизненному сроку) играют в шекспировской трагедии «Юлий Цезарь». В атмосфере замкнутого пространства преступники все больше вживаются в коллизии пьесы, рифмуя их с собственным криминальным опытом. Классический сюжет о цене за власть и свободу постепенно обретает драйв остросюжетной докудрамы. Можно предположить, что братьев Тавиани (им обоим за 80), как и Мерил Стрип, наградили в Берлине за достижения в многолетней карьере или просто обрадоваться успеху концептуального, ироничного и удивительно живого проекта.


Сразу несколько картин конкурса объединила тема войны. Близость к территории военных действий явилась фоном любовных драм, поводом для разоблачения семейных тайн и конфликтов. Режиссеры исследовали, каким образом в семьях формируется отношение к службе в армии, а состояние тревоги передается от поколения к поколению.


Год назад Гран-при Берлинале завоевал венгерский метафизик Белла Тарр, в этом, по странному совпадению, — молодой венгерский режиссер Бенс Флигауф. Сценарий его картины «Просто ветер» основан на реальных событиях и рассказывает о геноциде цыган в современной Венгрии. Отец семейства уезжает в Канаду для того, чтобы спасти жену и детей. Ежедневное ожидание встречи сопряжено с предчувствием скорой трагедии.


Создается впечатление, что камера Флигауфа повсюду преследует героев, словно по очереди проецируя на их спины воображаемую мишень для прицела. Казалось бы, в кадре ничего не происходит, а внутренняя пружина сюжета натянута до предела. Фильм вполне мог получить «Серебряного медведя» за режиссуру, который достался «Барбаре» немца Кристиана Петцольда.


История «Барбары» связана с недавним прошлым Германии. Этот фильм — о смирении, единственно возможном выборе в ситуации шокирующего произвола и изоляции — сразу вырвался в лидеры рейтинга кинопрессы. Впрочем, на фоне других участников конкурса высокую оценку этой драмы можно считать вполне заслуженной. Атмосфера картины также инфицирована недоверием и слежкой за врачом Барбарой, работающей в больнице маленького гэдээровского городка 1980-х годов. Возлюбленный героини из ФРГ придумал для нее путь побега на Запад. Актрисе Нине Хосс, которая сыграла роль Барбары, а в прошлом году вошла в состав жюри Берлинале, прочили приз за главную женскую роль. Неожиданно эту статуэтку забрала юная африканка Рэйчел Мванза из жесткой «Мятежницы». Сразу двумя призами жюри отметило костюмную драму Николая Арселя «Королевский роман». Если приз за лучшую мужскую роль короля в тончайшем исполнении Миккеля Боэ Фольсгаарда показался более чем оправданным, то награда за лучший сценарий этой картине во многом преувеличена. Немецкий оператор Лутц Рейтемайер удостоился приза за выдающиеся художественные достижения в традиционной, однако виртуозно снятой семейной саге «Долина белого оленя» китайца Ван Цуаньаня. Фильму «Табу» португальца Мигеля Гомеша, поразившему изумительной работой с изображением, достался приз Альфреда Бауэра за инновацию.


Жюри проигнорировало «Машину Джейн Мэнсфилд» американского бунтаря Билли Боба Торнтона. Хотя саркастическая история трех поколений одной семьи, вдохновленная реалиями романов Уильяма Фолкнера, вполне могла рассчитывать на приз за лучший сценарий. Картина стала первым голливудским проектом российского продюсера Александра Роднянского. Напомню, что два российских фильма в этом году показали в параллельных, но не менее престижных программах Берлинале. В «Панораме» можно было увидеть бескомпромиссную притчу о капитане и армейском дезертире «Конвой» Алексея Мизгирева, а документальную картину «Завтра» Андрея Грязева об активистах арт-группы «Война» в «Форуме». Так на Берлинском кинофестивале, внимательном к злободневным социальным провокациям, тему войны и мира осмысляли в интимных семейных драмах и акциях современных художников.

Тамара Дондурей

Эксперт Online

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе