Российско-грузинский гамбит

Масштабный и дорогостоящий проект "Август. Восьмого" Джаника Файзиева, прославившегося "Турецким гамбитом", выходит в широкий прокат. Это уже третий художественный фильм на тему российско-грузинского конфликта в Южной Осетии 2008 года, первые два — российский "Олимпиус инферно" и американский "5 дней в августе".

Авторы фильма всячески открещиваются от участия в "борьбе за правду", под флагом которой создавались две предыдущие работы, также они не делают политических высказываний и не показывают откровенных сцен убийств и жестокости. Они выражают надежду, что им удалось снять кино для семейного просмотра, без возрастных ограничений. Тем не менее фильм уже на старте производства получил ярлык "российской пропаганды" отчасти из-за того, что в его 19-миллионный бюджет $8 млн с лишним вложило государство в рамках поддержки "социально значимого кино", то есть "Август. Восьмого" получил больше, чем любая другая из 14 профинансированных в тот год картин. Кроме того, Минобороны России помогло съемочной группе с боевой техникой и массовкой: в кадре появляются более 30 единиц реальной боевой техники — от БТР до вертолетов, а также около 1,5 тыс. военнослужащих.

Отличительной особенностью этого военного фильма является наличие параллельной сюжетной линии, в которой боевые действия воспринимаются одним из главных героев, маленьким мальчиком, как сражения гигантских человекоподобных роботов. Для создания спецэффектов, которые были использованы не только в сценах с роботами, но и во многих других эпизодах постановки, Файзиев воспользовался услугами российской студии Main Road|Post. По словам супервайзера Армана Яхина, "почти каждый спецэффект — это новая разработка", которой совместно занимались художники и технические специалисты. Создатели сообщают, что специально для визуализации одного из персонажей, связанного с водой, они приобрели программу, на которой создавалась вся вода в фильме "Аватар". При этом они подчеркивают, что, несмотря на фантастическую составляющую и определенное количество киночудес в сюжете, картина показывает историю, во многом основанную на реальных событиях и воссозданную по многочисленным рассказам очевидцев и участников конфликта.


Одной из озвученных амбиций режиссера стало производство "фильма действительно мирового уровня", для чего к работе над сценарием "Августа. Восьмого" привлекли голливудского сценариста Майкла Лернера, бывшего военного корреспондента Newsweek и Los Angeles Times, а на стадии постпродакшна компанию ему составили режиссер монтажа Деннис Вирклер, работавший над "Хрониками Риддика" и "Человеком-волком", и звукорежиссер Боб Бимер, обладатель четырех премий "Оскар" за лучший звук. Возможно, амбиция эта не самая несбыточная: презентацию проекта, на которой был показан 20-минутный фрагмент готового материала, посетил вице-президент кинокомпании 20th Century Fox Джон Ландау, сопродюсер главных хитов Джеймса Кэмерона "Титаник" и "Аватар", который остался под большим впечатлением от увиденного.


Фильмы, посвященные локальным военным конфликтам, появляются довольно регулярно, и некоторые из них становятся весьма прибыльными в прокате. Излюбленная тема американских киношников — безусловно, Вьетнам, хотя с тех пор США поучаствовали в нескольких крупных конфликтах, и про них тоже сняты фильмы. Например, самым прибыльным современным киноэпиком является "Падение "Черного ястреба"" Ридли Скотта — фильм, изображающий сражение в столице Сомали Могадишо: в мировом прокате он собрал $172,9 млн. Правда, постановка не может похвастать высоким коэффициентом кассового успеха (ККУ): из-за большого бюджета, $92 млн, он составляет всего 1,88 пункта.


Совсем иначе дела обстоят у обладателя второго места — фильма 1986 года "Взвод", снятого Оливером Стоуном. Его производственный бюджет составил $6 млн, а в прокате он сумел заработать $138,5 млн (причем это данные только по сборам в США, зарубежный прокат в то время не подсчитывался), то есть показал фантастический ККУ 23,08 — впрочем, в 1980-е со многими постановками такое случалось. Следует, очевидно, добавить к списку заслуг "Взвода" четыре премии "Оскар".


Третье место занимает картина 2002 года "Мы были солдатами" Рэндалла Уоллеса с Мелом Гибсоном в главной роли. Это вновь Вьетнам, самое начало войны, одно из самых кровопролитных сражений между армиями Южного Вьетнама и США с одной стороны и Северного Вьетнама с другой — так называемая битва в долине Йа-Дранг. Съемки картины обошлись в $75 млн, мировой прокат принес ей $114,6 млн — вновь не слишком высокий ККУ 1,53. А все оттого, что начиная с 1990-х военные фильмы стали заметно дороже в производстве, в то время как величина их сборов не особо выросла.


На четвертом месте очутилась сатира "Три короля", посвященная операции "Буря в пустыне" 1991 года; ее снял Дэвид О. Расселл, а главные роли сыграли Джордж Клуни, Марк Уолберг и Айс Кьюб. Как и в случае с "Мы были солдатами", картина обошлась создателям в $75 млн, а в прокате смогла заработать $107,7 млн (ККУ 1,4).


Пятое место рейтинга самых кассовых фильмов о локальных конфликтах занимает еще одна история о "Буре в пустыне" — "Мужество в бою" Эдварда Цвика, с Дензелом Вашингтоном и Мег Райан в главных ролях. Постановка о расследовании гибели женщины-пилота, в ходе которого всплывают неприятные для Белого дома и Пентагона подробности об огне американских войск по своим, получила производственный бюджет в размере $46 млн, а заработать сумела $100,8 млн, показав нестыдный ККУ 2,2.


Любопытно, что ставший классикой "Апокалипсис сегодня" Фрэнсиса Форда Копполы до попадания в пятерку не дотянул. Последний раз его сборы подсчитывали в 2002 году, после издания на оптических носителях, и они составили $83,4 млн. Учитывая бюджет фильма, чрезвычайно высокий для 1979 года,— $31,5 млн, итоговый ККУ составил 2,64.

ВЛАДИМИР БОРОВОЙ

Коммерсантъ

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе