Россия на Венецианском фестивале

Россия обрела на Венецианском фестивале утраченный с советских времен вес

В жюри основного конкурса Венецианского кинофестиваля вошла актриса Ингеборга Дапкунайте. Уже третий год подряд представители России заседают в основном жюри этого смотра— совсем как во времена СССР, когда среди судей редко не оказывалось советского кинематографиста.

Участие русскоговорящей Дапкунайте, тесно работающей с русскими режиссерами с начала 1980-х годов, подтверждает особо теплые отношения между отечественным кинематографом и кинофестивалем Венеции. Дапкунайте станет третьим подряд представителем России в жюри итальянского киносмотра. В 2008 году в основное жюри входил сценарист Юрий Арабов («Юрьев день», «Чудо»), в 2009 году— режиссер Сергей Бодров. Тенденция зародилась еще в 2006-м, когда в жюри позвали актрису Чулпан Хаматову.

Если вспомнить и об успехах российских фильмов на фестивале, налицо исключительное сотрудничество Венеции и России, которое возобновилось с середины нулевых после 15-летнего перерыва. Ведь начиная с 1991 года и до 2006-го, если не считать появления в 2002-м в жюри поэта Евгения Евтушенко, российских кинематографистов не звали судить основной конкурс в Венецию.

Между тем до 1991-го в жюри почти каждый год начиная с середины 1950-х годов был кто-то от советского кино. В 1980-е основной конкурс судили режиссер Сергей Соловьев, Элем Климов, Андрей Тарковский, Глеб Панфилов, Марлен Хуциев, Андрей Смирнов. Последний был в жюри в 1989 году в качестве его руководителя.

До них в жюри приглашали в разные годы Сергея Бондарчука (дважды), Ивана Пырьева, Льва Кулешова, Сергея Герасимова, Иосифа Хейфица и других. Этот список оборвался сразу после распада СССР— только Кира Муратова в 1990-м и Наум Клейман в 1991-м успели еще захватить остатки прежней дружбы.

Хорошая компания

Помимо Дапкунайте в состав жюри в этом году вошли Квентин Тарантино, выбранный председателем судейства, а также мексиканец Гильермо Арриага, написавший сценарии к фильмам «Сука-любовь» и «Вавилон», французский режиссер Арно Деплешен, американский композитор Дэнни Элфман, работающий с Тимом Бертоном, и два кинематографиста из Италии— Лука Гуаданьино и Габриэле Сальваторес. Программа фестиваля будет оглашена 29 июля, сам киносмотр пройдет с 1 по 11 сентября на островах Лидо близ Венеции.

Перерыв в развитии кино закончился

Тенденцию к потеплению отношений между российским кинематографом и Венецианским кинофестивалем в беседе подтвердил киновед, программный директор ММКФ Кирилл Разлогов.

С Венецией отношения у России всегда складывались наиболее благожелательно, за исключением 1990-х годов, когда отмечался застой в кинопроизводстве и кинопрокате, отметил Разлогов. «Был перерыв в развитии отечественного кино— фильмы хоть и делались, но проката не было,— объяснил киновед,— и из участников первостепенных фестивалей, каким является Венецианский, мы превратились в участников второсортных фестивалей». Тогда же кинематографии Казахстана, Киргизии и средней Азии стали обгонять Россию в смысле участия в кинофестивалях класса «А», добавляет Разлогов.

Крылатый лев - главный символ Венецианского фестиваля, старейшего в мире киносмотра, основанного в 1932 году Крылатый лев - главный символ Венецианского фестиваля, старейшего в мире киносмотра, основанного в 1932 году 

Источник: ezioman

Действительно, в 1990-е российские фильмы также не жаловали на Венецианском киносмотре. В 1991-м Золотого льва получил Никита Михалков за фильм «Урга— территория любви», следующим российским призерам суждено было появиться только в 2002 году после 11-летнего перерыва. Тогда фильм «Клоун» Ирины Евтеевой получил Серебряного льва как лучший короткометражный фильм года, а Андрей Кончаловский удостоился гран-при за «Дом дураков». В 2003 призерами Венеции были Андрей Звягинцев, Рустам Ибрагимбеков и Алексей Герман-младший, получивший также Серебряного льва в 2008 году за фильм «Бумажный солдат». Кроме того, в 2005 году призером Венеции стал режиссер Алексей Федорченко, а в 2009 году— актриса Ксения Раппопорт.

По мнению Разлогова, ренессанс отечественной киноиндустрии пришелся на середину нулевых годов, когда с 2004 по 2008 годы Михаил Швыдкой и Александр Голутва, работая в Федеральном агентстве по культуре и кинематографии, «довольно последовательно подняли количество производимых в России фильмов с 20 до 100».

 

Кадр из фильма Андрея Звягинцева "Возвращение", за который режиссер в 2003 году получил Золотого льва в Венеции

В это же время в стране появились новые, молодые кинематографисты, получившие возможность работать в России. Переломным же моментом, как говорит Разлогов, для оттаивающих отношений между Венецианским фестивалем и Россией стал 2003 год, когда дебютная картина Андрея Звягинцева «Возвращение» завоевала пять венецианских наград, включая Золотого льва.

Заинтересованный в России

В это же время, в 2004-м, директором Венецианского кинофестиваля стал Марко Мюллер, которого с Россией связывает давний профессиональный интерес. Именно деятельностью Мюллера на посту президента ВМКФ объясняет особые отношения с Россией программный директор «Кинотавра» Ситора Алиева. Она участвовала в жюри короткого метра Венеции в 2009 году.

«Я думаю, что он— один из первых заинтересованных в участии российской стороны, я имею в виду, как фильмов, так и людей,— считает Алиева,— Потому что он на протяжении 25 лет является человеком, который по-настоящему изучал российское кино, его историю и теорию в научном спектре».

По мнению Алиевой, Венецианский кинофестиваль привязан к российскому кино серьезными связями как историческими, так и культрегерскими. ВМКФ «всегда хочет нашего участия, неважно как— фильмами или людьми, и это безусловно говорит, что там по-своему поддерживают и продвигают российское кино в рамках своего кинофестиваля», добавляет Алиева.

Марко Мюллер, прекрасно разбирающийся в кинематографе России и СССР, возглавил Венецианский кинофестиваль в 2004 году Марко Мюллер, прекрасно разбирающийся в кинематографе России и СССР, возглавил Венецианский кинофестиваль в 2004 году 

Источник: Giandomenico Ricci

Друг российского кино

Трепетное отношение Мюллера к российскому кинематографу подтвердил и режиссер Марлен Хуциев, которого директор венецианского смотра лично попросил представить готовящуюся картину о Толстом и Чехове на своем кинофестивале. «Мюллер большой друг российского кино, и потепление отношения связано как раз с ним»,— отметил Хуциев.

Что же касается 1990-х, на которые пришелся разрыв с Венецией, то режиссер «Заставы Ильича» предположил, что это связано с качеством фильмов, производившихся в те годы в России. В целом же отношения с Венецией, заключил режиссер, всегда были дружескими, о чем свидетельствует хотя бы то, что Хуциев бывал на ВМКФ и в качестве участника (1965 год) и в качестве члена жюри (1980 год).

GZT.RU

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе