Психология беспозвоночных

Наука сломать мужику хребет в триллере "Юленька"

Новый плод сотрудничества продюсера Рената Давлетьярова и режиссера Александра Стриженова "Юленька" представляет собой попытку погрузиться в мрачные глубины женской психики. По версии авторов, в ней с малолетства заложено стремление убить — по возможности зверски — любого мужчину, который подобру-поздорову не соглашается стать мужем и отцом. Целеустремленности Юленьки позавидовала ЛИДИЯ Ъ-МАСЛОВА. 

В прологе режиссер Стриженов играет следователя, который большую часть времени проводит в морге, осматривая интересных покойников — у одного, например, недостает позвоночника, вырванного с корнем. Таким образом, зачем-то показав заранее, чем дело кончится, авторы выпускают на экран героя Марата Башарова. Приговаривая "подождет докторская" (диссертация, конечно, а не колбаса), он самоотверженно оставляет службу в университете, чтобы привезти свою жену (ну или точнее, без пяти минут жену) и ее дочку в место с более благоприятным для жены-астматички климатом. В этом условном городе, снятом на ялтинской натуре, всего два учреждения образования и здравоохранения — женская гимназия, куда герой устраивается на работу, и психбольница, существующие в драматургическом симбиозе (в больнице, похоже, находится почти все мужское население города, а также туда попадает мама гимназистки, выбросившейся из окна незадолго до приезда нового учителя). 

Директриса гимназии (Ирина Купченко) коварно поручает новому учителю руководство "нехорошим" пятым классом, где училась самоубийца, сидевшая за одной партой с заглавной героиней (Дарья Балабанова). Когда Юленька на День знаний преподносит новому классному руководителю букет лилий, ее мама (Анна Казючиц), тоже с фамильной родинкой над верхней губой, заманчиво поводит плечами, которые у нее все время голые, и явно неспроста. Судя по двум урокам, которые успевает провести герой Марата Башарова перед тем, как полностью сосредоточиться на общении с привидением мертвой ученицы, он учитель-новатор, причем новаторство его не сразу позволяет определить, что же он, собственно, преподает: сначала он читает пятиклассницам беспредметную лекцию о "грезах, которые дарят нам освобождение от самих себя" и "фантазиях, которым ведома цена одиночества", а потом рассказывает миф об Орфее и Эвридике. Уцепившись за прискорбный случай со смалодушничавшим Орфеем, не по годам начитанная Юленька в дальнейшем постоянно будет попрекать героя тем, что, когда идешь вперед, нельзя оглядываться назад. Сама же она идентифицируется со Снежной королевой, которую считает одинокой и несчастной женщиной, искренне не понимает, зачем мальчик Кай сел в санки, если хотел остаться с бабушкой, а когда видит, что учитель, тоже нечаянно присевший в аналогичные метафорические саночки, дозревает до психического расстройства, продвигает хорошо смазанную телегу о том, что она взрослая тетенька, запертая в теле десятилетней девочки. 

К тому моменту, когда измученный ночными кошмарами и Юленькиным телефонным харасментом учитель наконец догадывается: "Я вижу, здесь мои уроки никому не нужны", странности демонической Юленьки разъясняются без излишней мистики. Дело в том, что ее папа, научивший ее легендам и мифам, умер три года назад, и с тех пор Юленька активно, но пока не очень успешно подыскивает ему замену (в деле фигурирует паскудная история о художнике, приехавшем на этюды и имевшем неосторожность снять у них с мамашей комнату). Тем самым история слишком умной девочки, которая в два месяца сказала первое слово, в полтора года научилась читать, а в десять уже не знает, чем себя занять, и потому подпадает под несколько статей УК, трансформируется в незамысловатую женоненавистническую страшилку о том, как бабы разводят и подавляют мужиков. Можно предположить, что автор сценария Андрей Курейчик попытался излить в "Юленьке" какие-то свои личные фрустрации, связанные с женской навязчивостью, доходящей до психопатологии, и стремлением сломать мужской нравственный стержень — его в картине символизирует позвоночник. Но, к сожалению, по итогам можно констатировать, что нет у драматурга Курейчика подходящих отмычек к женской голове, где иногда действительно происходят вещи гораздо более ужасные, чем вырванный мужской хребет, который демонстрируется в "Юленьке" как квинтэссенция женской жестокости.

ЛИДИЯ Ъ-МАСЛОВА

Коммерсантъ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе