«После тебя»: современный балет Сергея Безрукова в фильме Анны Матисон

Ироничное фуэте.
Фото: пресс-служба кинокомпании



Безруков

Играть великих Сергею Безрукову доводилось уже не раз: Есенин, Высоцкий, Пушкин, Иешуа — фанаты актера смогут с легкостью продолжить этот список. В фильме «После тебя» Безруков играет артиста балета Алексея Темникова — строгого, требовательного к себе и к окружающим, уверенного в собственной гениальности. Некоторые критики отмечают сходство между Безруковым и его героем — самокритичным и трудолюбивым артистом, педантом, настоящим тираном в работе. Невозможно с уверенностью сказать, насколько качества героя, делающие его, кстати, очень живым, реалистичным и понятным, свойственны самому актеру. Но, как у Темникова танцевальная школа, у Безрукова — собственная кинокомпания. И даже благотворительный фонд.


Фото: пресс-служба кинокомпании



Режиссер

Имя Анны Матисон, супруги Сергея Безрукова, уже знакомо отечественному зрителю. Она написала сценарий для комедии «Елки» (вторая и третья части), сняла мелодраму «Млечный путь» (также с Безруковым в главной роли) и короткометражку по рассказу Евгения Гришковца «И настроение улучшилось». Анна Матисон добавила в драму немного иронии: Темников даже за кофе в кафе не хочет платить, и бананы не ест, потому что боится испортить фигуру.



Балет

К сожалению или к радости, в фильме мало балета. Реалистично и комично показаны «начинающие» — маленькие или уже совсем взрослые ученики школы Алексея Темникова. А сам Темников танцует в кадре едва ли пару минут. Да и тут внимательный зритель заметит дублера (артиста Мариинского театра Дениса Матвиенко), танцующего на площадке шоу «Пусть говорят» накануне трагического конца.

Но не жалейте о прекрасном — кино совсем не о танце. Об искусстве и отношении к нему, об ощущении себя в профессии (Темников будет мучить вопросом о призвании и профессии и зрителя, и других героев ленты), о попытках спастись от смерти в творчестве. На месте балета могла бы оказаться и опера, и художественная гимнастика, и цирковое искусство.


Фото: пресс-служба кинокомпании



Одиночество

Квартира-студия, жесткий график, спортивный автомобиль и маленькая, «женская» собака. Набор штампов-стереотипов с первых кадров говорит о холостяцкой, аскетичной, одинокой жизни главного героя. Алексей Темников, конечно, с этим никогда бы не согласился, но отправляясь на медицинское обследование в Москву, он берет с собой едва знакомую ему дочь. О нем некому позаботиться — уверен танцор. Ведь он сам не заботится ни о ком, кроме себя.

Привычка рассчитывать только на собственные силы, думать о своих интересах, не покидает героя, даже когда озвучен медицинский приговор о надвигающейся инвалидности. После Темникова в этом мире останется дочь и сын, а он ставит великий балет, покидая беременную подругу, родителей, и не замечая подрастающую, бросающую все ради обретенного отца дочь. Искусство часто требует жертв от артистов, а в итоге оставляет своих преданных солдат у разбитого корыта (речь идет не о премиях, наградах и статуэтках, а об ощущении одиночества, часто воспитанном в артистах и спортсменах с детства).  



Юмор

«После тебя» — это, конечно, не комедия. Хотя очень тонкий, совсем не пошлый юмор в фильме есть. Дурной характер главного героя в сочетании с внимательностью к деталям и точностью слова выглядят свежо и оригинально. От Алексея Темникова достается и остроносым туфлям, и редким, с потолка взятым именам, и даже трогательной, но контрастирующей с военным званием, тяге отца к поэзии. Правда, кроме солиста балета в отставке, в фильме почти никто не шутит.  

Если же следовать заветам классиков, и, читая между строк, вспомнить, почему «Мертвые души» Гоголем названы поэмой, а «Вишневый сад» Чеховым — комедией, в конце фильма зрителю стоит от души посмеяться. Ведь такой ироничной, тонкой, и простой истории в российском кино давно не было.


Фото: пресс-служба кинокомпании
Автор
Валентина Филиппенко
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе