Победит немолодость

Объявлены номинанты на "Золотого орла"

Вчера были объявлены номинанты премии Национальной академии кинематографических искусств и наук России "Золотой орел". МИХАИЛ ТРОФИМЕНКОВ счел академический взгляд на российское кино несколько односторонним. 

Список потенциально лучших, по версии академии, фильмов года можно было составить уже по итогам Московского кинофестиваля. В него вошли: победитель фестиваля — "Петя по дороге в царствие небесного" Николая Досталя, выдвинутая на соискание "Оскара" "Палата номер шесть" Карена Шахназарова и "Царь" Павла Лунгина, открывавший фестиваль. Плюс "Анна Каренина" Сергея Соловьева и "Стиляги" Валерия Тодоровского. Господа Досталь, Тодоровский и Шахназаров имеют также шансы стать лучшими режиссерами года. А "Царь" (Алексей Иванов и Павел Лунгин) и "Стиляги" (Юрий Коротков) — победить в номинации "лучший сценарий". Лучшим актером может быть признан Владимир Ильин ("Палата номер шесть"), но, скорее, приз отойдет покойному Олегу Янковскому ("Анна Каренина"). Сергей Гармаш может быть признан лучшим актером второго плана за перепев песни группы "Ноль" "Человек и кошка" в "Стилягах". 


Вот, собственно говоря, и все фавориты. Что характерно, среди них нет ни одного фильма о современности: время для академии остановилось в середине 1950-х, когда разворачивается действие "Стиляг" и "Чуда" Александра Прошкина (Полина Кутепова и Сергей Маковецкий номинированы за лучшие роли второго плана). Ни одного режиссера, дебютировавшего после распада СССР. "Морфий" Алексея Балабанова, очевидно, лучший фильм года, почти издевательски номинирован за лучший монтаж. Хотя в нем есть и классическая литературная основа, и судьбы России, и уникальная культура изображения: то есть всем академическим ценностям он удовлетворяет. 

Весь год критика обсуждала, поднялась ли новая кинематографическая волна. Не важно, что такие разговоры возникают периодически. Основание-то для них есть. Но академия молодое кино игнорирует. Лишь Анна Михалкова может быть признана лучшей актрисой второго плана за "Сумасшедшую помощь" Бориса Хлебникова, трагикомедию обыкновенного безумия, которому подвержены и гастарбайтеры, и деклассированные элементы, и менты. Да еще Наталья Негода, сыграв в "Бубне, барабане" Алексея Мизгирева, может стать лучшей актрисой года. Но режиссура Бориса Хлебникова и Алексея Мизгирева остались незамеченными. Как, впрочем, и "Волчок" Василия Сигарева, триумфатор Сочинского фестиваля и премии критики "Белый слон", и "Россия 88" Павла Бардина, интересная имитация home video, которое якобы снимают московские нацисты, и воздушная история поисков любви милиционершей из Владивостока — "Сказка про темноту" Николая Хомерики, достойно несущего звание ученика французского классика Эрика Ромера. 

Понятно, что академия на то и академия, чтобы хранить некие академические ценности. Но российская академия опять оказалась святее папы римского, то есть консервативнее американской киноакадемии, открытой новым именам и независимым тенденциям. 

Вручение премии состоится 29 января 2010 года в первом павильоне "Мосфильма".

МИХАИЛ ТРОФИМЕНКОВ

Коммерсантъ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе