Мы наш, мы темный мир построим

На экраны выходит очередная, четвертая часть фантастической эпопеи про войну оборотней с вампирами - "Другой мир: Пробуждение". Кино это, откровенно говоря, не "Броненосец "Потемкин" и даже не "Аватар", а у странички "Другого мира" на фейсбуке "всего" около 2 млн подписчиков (для сравнения, у другой вампирской саги - "Сумерки" - почти 30 млн). Так что любители Сокурова могут спокойно продолжать ждать скорой премьеры "Фауста", а фанаты мегаблокбастеров - апрельского фантастического камбэка "Титаника" в 3D.

"Другой мир" не претендует на роль в истории кино. Это скромная рабочая лошадка кинопроката претендует всего лишь на наши миллионы, которые сериал уже почти десять лет успешно собирает по всему миру.


Немного, впрочем, найдется в мире людей (включая подписчиков странички саги на фейсбуке), которые с ходу могут пересказать содержание предыдущих трех частей. Но это и не важно - каждый следующий "Другой мир" вполне независим от предыдущего, а деньги собирает не сюжет, а трюки.


Вот увидите: и "Пробуждение" будет у нас в топах проката в течение нескольких недель. Тем более что у новой части сериала, по сравнению с предыдущим, третьим фильмом, есть огромное преимущество. Даже два.


Во-первых, действие из условной средневековой Венгрии переносится в условный североамериканский мегаполис будущего. Съемки велись в Ванкувере, но после компьютерной обработки бывший олимпийский город выглядит примерно как Москва во вселенной "Метро 2033" - мрачно, даже готично.

И, во-вторых, в "Пробуждение" возвращается, пропустив одну серию, героиня первых двух фильмов, вампирша Селена в исполнении Кейт Бекинсэйл. Вампирша с "Береттой" в каждой руке, ее латексный костюм, кожаный плащ - вот, похоже, тот магнит, который притягивает зрителей на "Другой мир". Это предельно ясно сформулировал один из "фанов" саги где-то в сети: "К черту вампиров и оборотней, если в фильме есть Кейт в этом ее корсете!".


О чем это все вообще? В самых общих чертах дело во вселенной "Другого мира" вот в чем: там есть универсальная схема - в нашем случае противостояние кровных врагов, вампиров и оборотней, на основе которого можно сконструировать сотню эффектных трюковых сцен - и дальше следуют вариации на основную тему.


К примеру, в прошлом фильме, "Восстании ликанов" вся визуальность и юмор строились вокруг противопоставления изысканных, декадентствующих вампиров и звероподобных витальных ликанов (так в сериале называют оборотней). А в первых двух частях эпопеи сценаристы использовали старинный, но всегда работающий голливудский прием: моделировали смену традиционной картины мира на модернистскую. Другими словами, если в самом начале саги была честная бойня враждующих существ, в которой зритель мог принять сторону того, кто ему больше нравился, то вскоре он выяснял, что вампиры и ликаны приходятся друг другу близкими родственниками и, таким образом, война превращалась в братоубийственную.


Постепенно вырисовывалась историческая перспектива: зрителям рассказывали о братьях, одного из которых укусил волк, а другого - летучая мышь, и как их потомки стали враждовать. Из дуболомного боевика "Другой мир" превращался в кино, где есть цвета повеселее черного и белого; с каждой серией сценаристы все больше внимания уделяли всевозможным утопическим мессианским проектам примирения нечисти, связанным с созданием гибридной расы, и которые, естественно, всякий раз заканчивались ничем.


Вот и в новой части сериала, "Пробуждении", ситуация почти апокалиптическая: люди, уставшие от опасного соседства, принялись вычищать нежить из своих городов - и почти в этом преуспели.


Ликаны, кажется, совсем выродились в каких-то уличных дворняг-падальщиков, вампиры ютятся в подполе где-то за городом, о былом величии и спеси уже нет и речи.

Отважную вампиршу-убийцу Селену поймали и заточили в криокамеру изверги-биоинженеры, которые в своих чистеньких лабораториях ставят изуверские опыты над врагами рода человеческого. Не выходя из спячки, Селена умудряется каким-то образом родить дочь, которая оказывается полувампиром-полуоборотнем, но только в "Пробуждении" это делает ее не миротворцем обеих рас, а, наоборот, грозит ей расправой с обеих сторон, не говоря о людях. А это значит, что очнувшаяся ото сна Селена будет с удесятеренной силой крошить врагов - теперь уже защищая девочку.


Освоение Голливудом сценарных приемов мексиканских сериалов (до родов в коме с последующим разлучением, в "Другом мире" уже использовали амнезию) происходит на фоне заметного ожесточения всех персонажей саги.


В "Пробуждении" при том же количестве пальбы и фехтования, что и раньше, гораздо больше крови, отрубленных конечностей, разрывающейся от взрывов плоти и тому подобного. Усложняется и сам мир: конечно, люди - титульная раса этой планеты и, объединившись, они способны любой вид извести до занесения в Красную книгу.


Но, конечно, и сами люди уже не те, и никогда не станут прежними: среди них давно живут вампиры и оборотни, оторвавшиеся от сородичей, ассимилировавшиеся и натурализировавшиеся, но не потерявшие своей нечеловеческой сущности и способные передать ее по наследству. А некоторые из них даже умудряются найти единоплеменников, тайком занять ключевые посты в человеческих институтах и там, под прикрытием науки или силовых структур, работать на благо своего народа.

Да, как уже было сказано, "Другой мир" - не шедевр даже среди современных голливудских фильмов. Здесь поставщик трюков важнее, чем режиссер, а костюмер и осветитель важнее всех остальных, включая продюсера. И все же это настоящее профессиональное кино, в котором есть что посмотреть, и даже над чем подумать.


А чаще всего в голову приходит одна и та же мысль: "Как? Ну как могут наши кинематографисты всерьез ополчаться на американское кино, если сами они по-прежнему снимают фильмы вроде "Камня" (он тоже выходит сегодня) или "Ржевского против Наполеона" (стартует со следующей недели)?! Не артхаус, а коммерческое кино, с амбициями, но при этом не смешное, не страшное и не интересное. Просто не настоящее, а какой-то музей восковых фигур.


Вот где бы поучиться у Голливуда: там хоть все и выдумано от начала и до конца, и на экране одна нечисть, зато выглядит как живая.

Михаил Шиянов

РИА Новости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе