Министры рассказали о школьном курсе "Сто фильмов"

Идея ввести в школах курс кино и список из ста фильмов, подготовленный Министерством культуры, вызвали сущий шквал откликов. Но что-то слишком много злобы чувствовалось в этих откликах моих коллег. Такое впечатление, что мы читали разные документы и разные предложения.

Так, никто почему-то не хотел заметить, что предлагался курс факультативный - и все твердили об очередной "обязаловке", которая только оттолкнет от кино. Еще писали, что школьников опять хотят перегрузить, высказывали самоуверенное убеждение, что без профессиональных киноведов и критиков не обойтись, а педагоги физкультуры и химии, мол, не справятся с такой неподъемной задачей. Требовали к ответу, почему нет методических пособий. Спрашивали, почему нет в списке рекомендованных школьникам фильмов "Груза 200" и "Все умрут, а я останусь".


Чтобы ответить на все эти вопросы, была сегодня созвана пресс-конференция Владимира Мединского, министра культуры, и его коллеги из Министерства образования Дмитрия Ливанова. Эксперты, составившие список, были представлены ректором ВГИКа Владимиром Малышевым, заместителем председателя Союза кинематографистов России Сергеем Лазаруком и режиссером Владимиром Грамматиковым.


Сразу скажу: обоих министров я видел впервые. Видел, подготовленный массой язвительнейших статей о том, какие это монстры, и как они ничего не понимают, и как нелепо вел себя министр культуры в программе Познера, и прочая, и прочая. С интересом ждал появления монстров - увидел двух вполне адекватных людей, которые внятно и аргументированно отвечали на самые агрессивные вопросы, хотя ответы на большинство этих вопросов, мне кажется, были очевидны внимательному читателю с самого начала. Но - терпеливо и корректно отвечали, и я только с удивлением отметил непонятную мне и неоправданную, как мне казалось, агрессивность некоторых коллег-журналистов.


В общем, ушел в полном недоумении: мои впечатления от пресс-конференции прямо противоположны тому, что теперь пишут в фейсбуках. Мне эти посты в фейсбуках кажутся передергиванием очевидного. Словно коллеги исходят из априорной аксиомы, что всё, исходящее от не полюбившихся им людей, обязательно ведет к очередному надувательству.


Да, я помню бессмертное: "Хотели как лучше - получилось как всегда". Но точно знаю, что если ничего не хотеть и ничего не делать - вот тогда точно получится как всегда. То есть не получится ничего. Но именно к этому “ничего не делать” сводится “позитивная программа оппонентов. Ибо если послушать этот крик, делать ничего нельзя – все равно не получится.


Итак, вот мой отчет с пресс-конференции, который я отправил в газету.


Вопрос про "обязаловку" отпал сразу: курс факультативен. Это снимает и вопрос о перегрузке: утомился учиться - никто не навязывает. Как сказал Дмитрий Ливанов, главное - чтобы было интересно. Он уверен: такой курс поможет обогатить самые разные школьные дисциплины. Фильмы "Иван Грозный" или "Адмирал Нахимов" могли бы дать новый ракурс урокам истории, "Война и мир" - помочь глубже понять роман Толстого... Министр образования подчеркнул, что нужда в таком курсе назрела: заметно увеличился разрыв между поколениями и их культурным багажом; молодые не знают, на чем росли старшие, старшим незнакома культура, на которой растут дети. Кроме того, сегодня в одном классе учатся дети, воспитанные в разных культурах, - это вызовы, с которыми сталкиваются многие страны мира, приходя к необходимости все большей стандартизации образования. Совместный просмотр и обсуждение фильмов поможет сближению вкусов и взглядов.


Владимир Мединский рассказал о том, как формировался список. На первом этапе на сайте министерства шло открытое голосование, в результате которого было собрано 40 тысяч мнений специалистов и зрителей. Из полученного огромного перечня отобрали примерно три сотни особенно часто повторявшихся названий, и этот "шорт-лист" поступил на суд экспертов из Союза кинематографистов, ведущих культурологических институтов страны. Они и сформировали "Сто фильмов" - список, который, признали оба министра, всего только рекомендательный и будет совершенствоваться. Теперь, уже в Министерстве образования, каждый фильм пройдет дополнительную экспертизу, прежде чем будет рекомендован для того или другого возраста. "Мы только в самом начале этого очень большого пути, - подчеркнул Дмитрий Ливанов, отвечая на вопрос о том, где взять педагогов. - Разумеется, будут подготовлены методические пособия для учителей, которым было бы интересно вести такой факультатив, для них будут созданы специальные курсы. Нам придется обеспечить школы нужным техническим оборудованием и доступом к качественным копиям. Предстоит много работы, и я надеюсь, к следующему учебному году мы сможем предложить вам нечто более конкретное".


Журналисты интересовались, почему в списке нет картин XXI века, в частности, фильмов Балабанова. Владимир Мединский переадресовал вопрос экспертам и тем 40 тысячам зрителей, что вносили свои предложения на сайте Минкультуры. Он подчеркнул, что это не список шедевров, не "русский Оскар" - это срез кино как важнейшей части современной культуры. Важно, чтобы школьник понял, как кино развивалось, почему тот или иной фильм был "Аватаром" своего времени, почему он владел умами, - это помогло бы ребятам понять ушедшие эпохи. Кино интересно в сопряжении с историей страны - именно этот ракурс важен для современной школы.


Вопрос о Балабанове перевел разговор в идеологическую плоскость: не смущает ли министров тот факт, что многие фильмы прошлых лет несут идеи большевизма? Владимир Мединский резонно ответил: "Было бы странно, если бы советские фильмы не были связаны с идеологией, но для нас они важны как срез своей эпохи и то, какую роль они сыграли в нашем и мировом киноискусстве".


Добавлю от себя: эта проблема идеологического наполнения фильмов, по-видимому, еще долго будет заботить оппонентов. Они сотворили из "советской идеологии" универсальную пугалку, хотя там, как известно, были и вполне общегуманистические идеи, по которым живет и снимает кино цивилизованный мир. И, конечно, экспертам Минобразования еще предстоит решить, что опаснее и что полезнее для школьников - эти идеи или ксенофобский, даже мизантропический посыл иных новейших картин.


Выясняя предпочтения министров, журналисты попросили назвать фильмы, повлиявшие на них в юности. Дмитрий Ливанов ответил, что в его школе был как раз такой факультатив, где смотрели не попавшие в широкий прокат картины. Сильное впечатление произвели "Андрей Рублев" и "Зеркало" Тарковского, итальянские неореалисты, фильмы Иштвана Сабо и венгерской "новой волны": "Мне повезло, что школа создала условия для таких просмотров. Я до сих пор благодарен моему педагогу". Владимир Мединский сказал, что любит кино и даже собирал исторические фильмы. Он сослался на опыт Франции, где такие уроки проходят повсеместно, и даже в законе об авторских правах для школьных просмотров предусмотрены льготы. В том, что французское кино сегодня заняло заметное место в мире успешно конкурирует с Голливудом, министр видит заслугу и такого массового кинообразования.

В рекомендованном списке нет мирового кино, но это временно, - сказал Мединский. Необходимо некоторое время, чтобы утрясти проблемы с авторскими правами, но список такой появится обязательно.


Режиссер Владимир Грамматиков, участвовавший в разработке "100 фильмов", сказал, что этот список не надо рассматривать как курс киноистории: его задача - интеграция поколений. Ясно, что список - не канон, он будет меняться, но он имеет в виду не пропаганду кино, а задачу более разностороннего образования школьников.


Снова и снова спрашивали о "возрастном цензе", установленном для фильмов и способном стать преградой для показа иных рекомендованных картин. Дмитрий Ливанов убежден, что достаточно продвинутые школы смогут и сами разобраться с тем, что в каком возрасте доступно, но пообещал, что и в этом министерство готово, если понадобится, оказать помощь.


В заключение министры еще раз заверили, что предложенный курс - факультатив, никаких зачетов и экзаменов по нему не будет.

http://valery-kichin.livejournal.com/359751.html

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе