Когда разрушают храм, кто-то же должен остаться внутри, чтобы петь

В российский прокат вернулся фильм Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник»

Кинороман под таким названием Рустама Ибрагимбекова и Никиты Михалкова был опубликован тридцать лет назад в московском альманахе кинодраматургии.

- Мой соавтор, - представлял новинку Ибрагимбеков (по его сценарию, к слову, Михалков в юности поставил свой первый фильм «Спокойный день в конце войны»), - воспитан на традициях большой русской литературы, пронизанной сильными чувствами, освященной высокими идеалами. Он не любит «чернухи», которой сегодня упиваются многие. И дело не в материале. Он не боится правды быта и может показать на экране, что угодно, поразить зрителя, заставить его ужаснуться, если это связано с высокими художественными побуждениями. Мы остановились на интереснейшем, с нашей точки зрения, периоде российской истории – на конце ее естественного развития. Уже через несколько лет Россию раздавил бронепоезд революции.

Лето 1905 года, - полистаем первые страницы сценария, - офицерская школа в США. В санитарном бараке стрижка новобранцев.

Капрал видит на стене портрет: лицо со спадающими на плечи завитыми локонами. Это Моцарт.

- Кто здесь баб развесил?

Капралу не ответили, не поняли, о чем это он.

Задетый за живое солдафон свирепеет на глазах.

Узнав, кто на портрете, он заставляет кадетов всех вместе повторять: «Срал я на этого Моцарта, сэр!».

Затем унизительная экзекуция продолжается по ранжиру, в исполнении соло.

И только один кадет ослушался: «Я этого не скажу, сэр».

Строптивца зовут Эндрью Стораро…


Фото со съёмок: Сибирский цирюльник

Вскоре получит он письмо от матери. Она наконец-то решится рассказать сыну о своем давнем романе с русским юнкером Андреем Толстым, его будущим отцом, которого, так сложилась жизнь, сын никогда не видел.

И вот уже в той давней, другой жизни пятерка бравых юнкеров Императорского Александровского училища возвращаются со стрельб в Москву – зима,1885 год.

В одном из купе коротает время за чтением «Анны Карениной» молодая американка Джейн.

Мы в Ярославле увидели тех юнкеров задолго до премьеры картины – как-то утром в конце зимы они нежданно-негаданно появились у нас на Богоявленской площади.

Под придирчивым приглядом Михалкова и главного оператора фильма Павла Лебешева, к полному восторгу любопытствующих прохожих юнкера с песней прошагали и раз, и другой, и третий мимо стен Спасского монастыря: полсотни курсантов Костромского Высшего военного командного училища химической защиты, плюс два десятка молодых московских актеров, включая исполнителя заглавной роли Олега Меньшикова.

Все они проходили там трехмесячный курс офицерской подготовки, максимально приближенный к тому, какой штудировал сто лет назад, к примеру, юнкер Александр Куприн. Осваивали строй, уставы, историю русской армии,   фехтование, этикет, хоровой вокал, бальные танцы. А еще Закон Божий, с посещением для верующих храма при училище, освященного Патриархом всея Руси.

«Оружие вертикально, равняйсь! Это чьи уши там видны, господа?», - шутка круглолицего ротного в форме капитана царской армии у господ прошла на ура. По съезду у храма Богоявления к берегу Которосли разнесся неуставной молодецкий хохот.

Ветерок с реки румянил щеки юнкеров, нещедрый полуденный луч поигрывал на штыках винтовок.


- Штыки, отнюдь не бутафорские, как и сами винтовки. Это знаменитая, хорошо послужившая русской воинской славе трехлинейка конструктора Мосина. Только вот бойки на затворах сбиты, - дружелюбно рассекречивал нам эту военную тайну капитан Фокин по прозвищу Додон, один из персонажей киноромана «Сибирский цирюльник»

В роли капитана, видим, снимается никто иной, как наш старый знакомый Владимир Ильин. Он не раз бывал в Ярославле, по старой дружбе мы тогда и получили от него подробную   «боевую дислокацию» начального этапа съемок.

Для приобщения к отечественным святыням юнкеров возили по костромскому Заволжью, в нижегородский Дивеев монастырь к мощам Серафима Саровского, а в то утро конечным адресом их однодневного путешествия был старый посад Ярославля.

Снимать исторические эпизоды на нашей Богоявленской площади, увы, давно ничего нельзя – мешают троллейбусные провода, унылый типовой модерн уличного освещения, навязчивая коммерческая реклама.

Правда, сами юнкера совсем не были похожи в то утро на праздных экскурсантов.


Фото со съёмок: Сибирский цирюльник

«Взвейтесь, соколы, орлами, полно горе горевать! То ли дело под шатрами в поле лагерем стоять!», - мимо церкви Богоявления рота с песней выходила на площадь.

Марш-парад в две пары суровых глаз наблюдали, в четыре придирчивых уха слушали через площадь Михалков с Лебешевым.

От души поработали в тот день операторы-документалисты студии Михалкова «ТриТэ».

Два часа кряду снимали юнкеров – по замыслу шефа для отдельного сюжета и о костромском училище. О том, как пекутся там о душе будущих защитников Отечества, о возрождении некоторых забытых традиций русского офицерства.

Позже эти эпизоды вошли в документальную картину о съемках первого в постсоветской России блокбастера.

В нем снимались 96 актеров разных поколений. Кроме Меньшикова и Ильина - Алексей Петренко, Неелова, Башаров, Анна Михалкова, американка Ормонд, поляк Ольбрыхский, англичанин Харрис.

Съемки шли в Москве, в Красноярском крае, Нижнем Новгороде. Лагерь американских кадетов снимали в Португалии; почти все интерьеры – на чешской студии «Баррандов», где аренда павильонов была дешевле.

Консультантом таежных съемок с испытанием и гибелью в огне невиданного импортного комбайна для лесозаготовок был тогдашний глава МЧС Сергей Шойгу.

Когда съемочная площадка обосновалась в московском Кремле, президент Ельцин по просьбе Михалкова дал команду на десять часов отключить внутреннее освещение рубиновых кремлевских звезд, чтобы оно не попадало в объектив. Последний и единственный раз кремлевские звезды отключали в самом начале Великой Отечественной войны.

Всё это есть теперь в Википедии. А тогда, на подступах к нашей Богоявленской площади в одной из пауз мы подошли к Олегу Меньшикову поприветствовать любимца публики на Ярославской земле.

Сценарий был написан как-никак лет десять назад, фотопробы Олег проходил давненько. Но мы его в шеренге экипированного по всей форме молодецкого воинства капитана Фокина еле отыскали – молодец, в свои тридцать восемь смотрелся настоящим юнкером времен Куприна.

Дружелюбно улыбнувшись, Олег передал привет читателям газеты - и пообещал интервью, «только попозже».

Рассказывать тогда, действительно, еще просто не о чем было. Успели отснять лишь несколько финальных эпизодов, в том числе и с участием исполнительницы роли Джейн, восходящей звезды Голливуда Джулии Ормонд.

Все же один фирменный секрет Олег нам раскрыл. У его сибирского цирюльника будет много пения в кадре, причем самого серьезного – от пассажей из арии Фигаро в учебном выпускном спектакле юнкеров до соло в церковном хоре, причем вокала собственного, живого, недублированного.

У автобуса перед их отъездом Владимир Ильин преподнес нам сюрприз. Скомандовал голосом своего Додона:

- Юнкер Пинчук, шаг вперед!

Перед нами мгновенно возник румяный, с улыбкой до ушей, долговязый Сергей Пинчук - собственной персоной исполнитель роли одного из сокурсников главного героя фильма, недавний выпускник нашего театрального института.

С лаконизмом штабного донесения доложив про свое житье-бытье в столице, где он играет сразу в нескольких частных театрах, Пинчук обратился к нам с деликатной просьбой: слышал, что профессор Сергей Филиппович Куценко получил звание заслуженного артиста России, нельзя ли, мол, передать поздравление любимому педагогу.

Год спустя, уже после окончания съемок «Сибирского цирюльника» Сергей Пинчук подарил редакции сделанные на память фото юнкеров, одно из них с режиссером-постановщиком в роли государя Александра III – мы этот кадр опубликовали в «Северном крае», с текстом о премьере «Сибирского цирюльника».

Отвечая на вопрос, о чем фильм, Сергей, помню, ни чуть не растерялся.

Рассказал об экранной судьбе юнкера Андрея Толстого, о том, что, вступившись за честь дамы, он нарушил устав, угодил в сибирский острог. И остался в Сибири навсегда – стричь, брить, лечить травами, петь в церкви.

Для верности наш собеседник процитировал на память письмо Джейн отцу героя Меньшикова, тому самому кадету Стораро, по законам чести вступившемуся за Моцарта.


В письме были такие слова: когда все разрушают храм, «кто-то должен остаться внутри, чтобы петь».

- Думаю, что об этом и фильм, - подытожил Сергей наш разговор.

Мировая премьера «Сибирского цирюльника» прошла в Москве 20 февраля 1999 года. Со времен «Войны и мира» Сергея Бондарчука, писала пресса, это был самый дорогой европейский кинопроект. Его бюджет составлял 35 миллионов долларов.

Судя по интервью после премьеры, Михалков не был склонен распространяться о коммерческих подробностях проекта. Но без ложной скромности дал понять, что деньги, российские и зарубежные, получены были под гарантию его имени.

Год спустя фильм был удостоен Государственной премии Российской Федерации.

Премьера – 2021 проходила в столичном кинотеатре «Космос». В немногословном приветствии, адресованном первым зрителям, Михалков сказал, что его интересует, как примут фильм сейчас, особенно те из нас, кому «немного за двадцать».


Фото со съёмок: Сибирский цирюльник

Автор
Юлиан Надеждин, член Союза журналистов России.
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе