«Хочешь свободы творчества — проси меньше денег»

Режиссер Стивен Найт — о том, как снять фильм за шесть ночей

В российском прокате — «Лок», вторая после «Эффекта колибри» режиссерская работа британского сценариста Стивена Найта («Грязные прелести», «Порок на экспорт»).   

Картину можно назвать торжеством минимализма. Главный герой — единственный персонаж, появляющийся на экране; остальные звонят ему по телефону. Место действия — салон машины. Герой едет в Лондон к женщине, которая в данный момент рожает его ребенка. Об особенностях съемок лаконичного кино с режиссером Стивеном Найтом поговорила Ольга Кузнецова.

Фото: REUTERS/Alessandro Bianchi

— С одной стороны, «Лок» сделан по классическому театральному правилу: в фильме есть единство времени, места и действия. С другой стороны, место действия — автомобиль — постоянно находится в движении, так что какой уж тут театр...

— Верно, всё происходило на скорости 60 миль в час. Причем мне было важно, чтобы мы так и снимали — линейно, от начала до конца, не переставляя местами сцены, ночь за ночью. Том Харди произносил свой текст, сидя за рулем, а другие актеры в то же самое время находились в конференц-зале ближайшего отеля. Они звонили Тому Харди по-настоящему, мы никогда не включали фонограмму, записанную накануне. И уж тем более не подставляли голоса при озвучании. Так что на съемочной площадке всё происходило именно так, как могло бы происходить на самом деле.

— Немного технических подробностей: сколько ночей вы снимали? На сколько камер?

— Мы снимали шесть ночей на три цифровые камеры, держащие в фокусе автомобиль Тома Харди. Причем камеры работали непрерывно. Каждый раз, когда их карты памяти заполнялись, то есть примерно каждые 20 минут, мы останавливали съемку, меняли карты, а потом меняли угол съемок и объективы на камерах и ехали дальше. Так можно создать эффект множества точек зрения, несмотря на то что снимали мы, по сути, один объект. Думаю, еще 10 лет назад снять подобный фильм было бы невозможно — у цифровой камеры не было таких возможностей.

— А где на съемках находились лично вы?

— Я сидел в кузове небольшого пикапа, который ехал за машиной Тома Харди. Том, кстати, не вел машину сам, а ехал на специальной платформе. Передо мной установили монитор, в общем, сделали нормальное место для режиссера. Я невыносимо страдал, потому что дело было в феврале, и я продрог в своем кузове до костей.

— Значит, Том Харди сам никогда не рулил?

— Рулил, но очень редко. Иногда на участках с ограниченной скоростью мы спускали его машину с платформы, и он ехал сам. И, знаете, эти эпизоды получились самыми динамичными и драматически напряженными в фильме.

— Главная, она же единственная роль — крайнее психологическое напряжение, очень много текста, до «Лока» Том Харди не играл ничего подобного. Он долго раздумывал, прежде чем согласиться?

— Почти не раздумывал. Ему нравится театр и в особенности лондонские экспериментальные перформансы, а «Лок» — ну, скажем, дальний родственник таких шоу. А еще Тому нравится преодолевать себя, а снять полноценное кино за шесть ночей — в этом есть определенный вызов. Как и в том, чтобы стать единственным героем. И да, самое главное — он же всегда играл только хулиганов, отморозков и отщепенцев.

— Да уж, в «Локе» его герой на диво приличный человек.

— Лок — самый обычный, нормальный парень, даже немного скучноватый. Примерный семьянин, несмотря на интрижку на стороне. И Тому было интересно копаться в новом для себя материале. А теперь скажите мне, много ли вы знаете актеров, способных на протяжении 90 минут удерживать внимание аудитории? Тому Харди это по плечу, он вообще один из лучших актеров своего поколения, это я теперь ясно понимаю.

— Вы не думали, что у российской аудитории этот герой вызовет особые чувства, потому что его зовут Айван, то есть Иван?

— Не поверите, но мы даже хотели назвать фильм «Айван Лок», но потом отказались от этой затеи — потенциальная аудитория могла бы ошибочно подумать, что это русский фильм. Так что мы сократили название до минимума: слово «Лок» звучит четко, ясно и имеет определенный характер. Похоже на самого Лока в исполнении Тома Харди — очень сильный, честный и совестливый.

— Честный ли? Заявляет, что если изменить жене один раз, то это не может считаться изменой. Вы сами как считаете?

— Я не знаю. Надеюсь, после этого фильма каждый задаст себе такой вопрос. И ответит на него. Кто-то действительно изменяет только раз, и жизнь не меняется от этого. Но жизнь Лока раскалывается после невинного и ни к чему не обязывающего секса. Иногда простые решения приводят к необратимым последствиям.

— В фильме нет ничего из арсенала развлекательного кино. Как вам удалось найти финансирование?

— В профессии режиссера всё, что тебе нужно, это снять хотя бы один хороший фильм. Тогда у продюсеров будет повод принять тебя и выслушать. Снимая «Лока», я осознал, что чем меньше денег заложено на производство, тем больше тебе дадут свободы. А вот если ты снимаешь кино с бюджетом в $20 млн, тебя никогда не оставят в покое. Так что, если хочешь свободы творчества, — проси меньше.

Ольга Кузнецова

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе