«Из нашего кино может исчезнуть все живое»

Андрей Прошкин — о том, почему российский КиноСоюз решил вступиться за сербский «Клип» В четверг утром с курьерской почтой в Министерство культуры РФ на имя Ивана Демидова было направлено письмо от КиноСоюза за подписью председателя этой организации, кинорежиссера Андрея Прошкина. С точки зрения КиноСоюза, невыдача прокатного удостоверения фильму сербского режиссера Майи Милош «Клип» (об этой ситуации «Известия» уже подробно писали), противоречит п.5 ст.29 Конституции РФ об отмене цензуры.

Фото: ИТАР-ТАСС


Обозреватель «Известий» Лариса Юсипова попросила Андрея Прошкина рассказать, почему история с «Клипом», который в любом случае появился бы на наших экранах минимальным количеством копий, показалась ему и его коллегам столь важной.


— КиноСоюз не так уж часто выступает с публичными заявлениями. Почему именно эта ситуация заставила вас остро отреагировать?


— Прежде всего, нам абсолютно непонятна ситуация, при которой зрители всего мира имеют право увидеть известную картину, получившую главный приз международного кинофестиваля в Роттердаме, а наши зрители — нет. Притом, что фильм демонстрировался вне конкурса в одной из программ ММКФ. На наш взгляд, это абсурд. Мы прекрасно понимаем, что есть система ограничений. Так поставьте возрастной ценз, и пусть все люди старше восемнадцати, которым интересен этот фильм, его посмотрят.


— Насколько я понимаю, Минкульт отчасти исходит из того, что возрастные ограничения у нас на деле не соблюдаются. Кинотеатрам ведь важно продать билеты любой ценой.


— Это уже зона ответственности кинотеатров. Малолетние зрители на такие фильмы допускаться действительно не должны. Но то, что этот закон кинотеатрами нарушается, — не повод совершать еще более грубое нарушение и волюнтаристски запрещать фильм. Это крайне опасный прецедент. Так ведь можно далеко зайти: здесь матерятся, здесь жестокость, а здесь не так что-то показывается. Лучше от греха подальше это все запретить! Но ведь использование обнаженной натуры, даже с элементами порнографии, в экспериментальном кинематографе является частью развития кино как искусства. А сербский «Клип» именно такой кинематограф и представляет. И уж давайте называть вещи своими именами. По некоторым нашим каналам в позднее время идет настоящее софт-порно. И любой подросток может это увидеть…


— Понятно, что, если подобные запреты будут возникать и дальше, они коснутся, в первую очередь, артхауса. А он на нашей территории и без того по разным причинам ущемлен.


— В том-то и дело! Мы запрещаем попытки искусства, при этом кричим, что российское кино должно поднимать свою долю в прокате. Ну, так, закончится это тем, что на экраны будет гнаться неприкрытая пошлятина. А ведь Министерство культуры — как раз та организация, которая должна поддерживать искусство, даже в самых радикальных формах. Вместо этого начинается с искусством борьба. Про российское артхаусное кино на разных совещаниях уже открыто говорят, что это все — тоска, мрак, и как может государство такое финансировать.


— Иными словами, вы опасаетесь, что «Клип» — это первая ласточка, а далее, если так пойдет, прокатное удостоверение могут не получить не только зарубежные, но и некоторые наши картины?


— Именно. Шутка о том, что Министерство культуры это Министерство обороны, уже слишком далеко заходит. И ведь именно сейчас Министерство культуры разрабатывает некую «дорожную карту» по развитию нашего кино. То, как они сегодня понимают это развитие, может оказаться опасным. И повлечь за собой ряд шагов, которые приведут к исчезновению в нашем кино всего живого и неординарного. 


Наша задача как КиноСоюза — сдержать охранительные тенденции Минкульта, и попытаться объяснить, что его функции в другом. Что же касается конкретно «Клипа», мы собираемся оказать прокатчику этой картины, Сэму Клебанову, всемерную поддержку в борьбе за то, чтобы фильм все-таки был выпущен на экраны.

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе